В России действует 64 органа власти, наделенных контрольно-надзорными полномочиями: от санитарно-эпидемиологической службы, пожарного надзора, экологического контроля до архитектурно-строительного надзора. Общее число сотрудников этих структур достигает почти миллиона человек. Казалось бы, вероятность возникновения неблагоприятных ситуаций должна быть сведена к минимуму. Однако практически ежедневно ленты новостей приносят нам сообщения о чрезвычайных происшествиях, повлекших гибель людей. При этом причиной ЧП все чаще становится ненадлежащий контроль либо отсутствие его как такового.
Из-за грубого нарушения технологий и использования некачественных материалов разваливаются построенные объекты, по причине истечения сроков эксплуатации тонут теплоходы, падают самолеты, рушатся инженерные сооружения. Люди травятся недоброкачественными и просроченными продуктами, контрафактным алкоголем, фальшивыми лекарствами. Сегодня мы фактически являемся заложниками ситуации: не знаем, из чего состоят продукты, которые мы едим, и какую воду мы пьем. Федеральный закон «О техническом регулировании», по мнению экспертов, сделал качество продуктов питания фактически бесконтрольным.
Каждый, кто начинал строительство дома, открывал собственное дело, хорошо знает, что для начала работы необходимо пройти массу инстанций, получить множество справок и разрешений. И даже после всех этих операций в случае чрезвычайного происшествия, как правило, ни один из проверяющих и контролирующих органов не несет никакой ответственности.
Парадокс ситуации заключается еще и в том, что, пожалуй, ни одна сфера деятельности в стране за последние годы не развивалась такими темпами, как надзорные органы. Причем нередко новые организации создаются для контроля за плохо работающими старыми. Бюрократической системе проще и выгоднее создавать новые контролирующие службы, чем разбираться в причинах низкой эффективности и работоспособности старых. На практике это приводит к многократному дублированию функции не только по горизонтали – между ведомствами, но и по вертикали – между структурами разных уровней одного и того же ведомства, а также между федеральными, региональными и муниципальными органами. К примеру, государственный экологический контроль за охраной воздуха в стране осуществляют четыре ведомства, воды, как и биологических ресурсов, – пять.
Возникает закономерный вопрос: зачем нужны многочисленные контролирующие органы, наделенные серьезными полномочиями, если они не гарантируют нам никакой безопасности? Что делать с массой чиновников, регулярно получающих весьма приличную зарплату, но фактически не несущих ответственность за результаты своей деятельности? Эти вопросы особенно остро высветили страшные трагедии последних лет, унесшие множество человеческих жизней: пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми, гибель теплохода «Булгария», обвал строящегося здания в Таганроге…
Для поиска выхода из сложившейся ситуации общественность и население предлагают различные меры. От самых радикальных – ликвидировать все контролирующие органы ввиду их бесполезности, большой затратности и коррумпированности – до более лояльных – реформировать всю систему, предварительно определив экономическую целесообразность существования каждой конкретной структуры. Если первое предложение продиктовано в большей степени эмоциями, то второе следует признать вполне разумным и рациональным.
Следует понимать, что контроль – это важнейшая функция государства. Его необходимость очевидна и сомнению не подлежит. Но он не должен быть избыточным и обременяющим. Он должен стать эффективным и прозрачным. Чтобы всем был понятен смысл проверки и ее результат. И тогда сразу станет видно, что является целью проверки – банальный шантаж и вымогательство или все-таки реальная забота о безопасности людей.
Неэффективность государственного надзора провоцирует общественность на самостоятельную контролирующую деятельность. Недавно в Ульяновской области началось восстановление системы народного контроля. Сегодня проект «Народный контроль», цель которого – выявление уровня качества товаров и услуг, начал активно реализовываться на всей территории региона.
Однако только одним контролем ситуацию исправить невозможно. Я глубоко убеждена в том, что нам необходимо совершенствовать законодательство. Должна быть установлена система жесткой персональной ответственности за нарушения. Сегодня производителю некачественной продукции легче заплатить незначительный штраф и продолжить обманывать потребителя, нежели поменять технологию производства. Нам необходимо обратить внимание на опыт экономически более успешных стран. В западных государствах значительно меньше, чем в России, контролирующих органов, но гораздо жестче спрос за нарушения и обман. Штрафные санкции настолько высоки, что способны поставить на грань разорения любого нарушителя. Именно по этой причине производители в цивилизованных странах предпочитают не искушать судьбу, а заботиться о качестве и безопасности своей продукции. По этому пути следует идти и нам. Если мы ужесточим требования до уровня западных стандартов и одновременно усилим конкуренцию между производителями, обманывать станет просто невыгодно. Однако внося изменения в законодательство, следует четко проработать критерии, согласно которым нарушитель будет привлекаться к той или иной ответственности, а также порядок применения санкций. Это необходимо сделать как во избежание ухода виновных от наказания, так и для недопущения несправедливых решений.
Критерием оценки работы самих контрольно-надзорных органов должны стать ее конкретные результаты, а не общее число проведенных проверок, что нередко практикуется сегодня. Эффективность надзора будет очевидной, если мы действительно станем чувствовать себя в гораздо большей безопасности, чем прежде.
Елена СОРОКИНА, руководитель благотворительной организации «Доброе дело»

в газете на правах рекламы