С изменениями в системе здравоохранения, происходящими в последние годы, все большая роль в контроле качества предоставления медицинских услуг отводится страховым медицинским организациям (СМО), которые призваны стать защитниками прав и интересов пациентов. Тем более что, судя по редакционной почте, проблем в наших поликлиниках и больницах еще хватает. На этот раз мы решили переадресовать наиболее типичные вопросы наших читателей, а также задать свои одной из страховых компаний, работающих в регионе. На них отвечает руководитель Филиала ЗАО МСК «Солидарность для жизни» в Ульяновской области Наталья Осипова.
Выбор за пациентом
– По новому закону об ОМС выбор страховой компании производит не работодатель, а сам человек. Чем руководствоваться при выборе СМО, на что обращать внимание?
– Согласно закону ОМС №326-Ф3 от 29 ноября 2010 года, с 1 января 2011 года каждый гражданин имеет право сам выбрать медицинскую страховую компанию. Новый закон обеспечил гражданам возможность свободного выбора страховой медицинской организации и ввел в обращение полис обязательного медицинского страхования единого образца. Для того чтобы выбрать страховую компанию, необходимо зайти на сайт компании WWW.SOVITA.RU, почитать отзывы о ней, позвонить по указанным телефонам и проконсультироваться у специалистов, прийти в филиал компании и задать все интересующие вас вопросы. Например, сколько лет «Солидарность для жизни» работает в Ульяновской области?
«Солидарность для жизни» в регионе работает уже девятый год, а на территории России – уже более 20 лет, со дня создания российской системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в 1993 году. Мы и дальше будем продолжать свою деятельность. Уверенно смотреть в будущее нам позволяет и уставный капитал в размере свыше 205 миллионов рублей, и высокопрофессиональный коллектив, дружный, сплоченный и очень отзывчивый на проблемы застрахованных. Для того чтобы обеспечивать работу по улучшению качества медицинских услуг, защите прав граждан, качественно выполнять другие свои обязательства, например, привезти полис на дом человеку, который нуждается в этой услуге по состоянию здоровья, филиал располагает всем необходимым. За годы работы филиал получил множество благодарностей и почетных грамот от руководителей различных предприятий, организаций, администрации Ульяновска, руководства области и, конечно же, от граждан. Те ульяновцы, которые воспользовались своим правом на выбор медицинской страховой организации и получили наши полисы, приобрели надежного партнера в обязательном медицинском страховании как в Ульяновской области, так и на всей территории России.
– Расскажите о своей работе с застрахованными. Как отлажена обратная связь? Насколько оперативно рассматриваются обращения?
– За многолетний период работы компании в Ульяновской области между населением и специалистами филиала сложились очень теплые и доверительные отношения. Уже на этапе оформления заявления на выбор или замену СМО вас встретят с вниманием и заботой, предоставят максимум необходимой информации. Каждому застрахованному выдается памятка, содержащая сведения о правилах оформления полиса ОМС нового образца, о правах и обязанностях застрахованных лиц, порядке обращений с жалобами для разрешения возникающих конфликтов, телефон круглосуточной «горячей линии», адрес сайта страховой компании, куда можно обратиться с любым вопросом и получить на него оперативный ответ, а также другую оперативную информацию о новшествах в обязательном медицинском страховании.
При обращении в филиал за получением полиса ОМС необходимо предоставить документы, удостоверяющие личность (паспорт), при наличии – страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), и заполнить заявление о выборе (замене) СМО. На основании вашего заявления вам выдадут временное свидетельство с ограниченным сроком действия – 30 рабочих дней с момента его оформления. Выданное вам временное свидетельство подтверждает оформление полиса единого образца, с которым вы сможете получать медицинскую помощь по территориальной программе ОМС по месту жительства или базовой программе в любом другом регионе Российской Федерации.
При обращении в страховую компанию «Солидарность для жизни» вы также можете оформить полис единого образца вашим детям. Для этого необходимо представить свой паспорт, свидетельство о рождении ребенка и его СНИЛС (при наличии). Кроме этого, мы готовы по доверенности оформить полис и на ваших престарелых родственников, знакомых.
Большое внимание уделяем обращениям граждан, ни одно из них не остается без внимания. Устные рассматриваются в день обращения, письменные – в установленные законодательством сроки в течение 30 дней.
На что жалуетесь?
– На что чаще всего жалуются пациенты?
– Довольно распространена ситуация, когда то или иное лечебное учреждение отказывает в постановке на учет по фактическому месту жительства, указывая на регистрацию. Однако в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.11.2011года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» для получения первичной медико-санитарной помощи застрахованные имеют право выбирать медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще одного раза в год, путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя лечебного учреждения. Если в поликлинике вам отказали, необходимо обратиться в страховую компанию, в которой вы застрахованы. Еще одна типичная история: пациент, проходящий лечение в стационаре, вынужден покупать медикаменты. В этом случае ему необходимо сохранить чеки на приобретенные препараты и после выписки из стационара обратиться к главному врачу учреждения с заявлением о возмещении стоимости приобретенных им лекарств, при условии, что они входят в список жизненно важных и необходимых лекарственных средств, утвержденный «Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи жителям Российской Федерации, проживающим на территории Ульяновской области на 2013 год», или же написать заявление с аналогичной просьбой на имя директора страховой медицинской организации.
– Рассмотрим еще одну ситуацию. В поликлинике нет нужного пациенту специалиста или оборудования, в итоге его отправляют лечиться за деньги. Как определить больному, что ему полагается бесплатно в рамках ОМС, а за что он должен заплатить? Куда можно обратиться за консультацией?
– При отсутствии специалиста в поликлинике, согласно договору между СМО и лечебным учреждением, руководитель структурного подразделения поликлиники или больницы обязан доложить о сложившейся ситуации заместителю главного врача по медицинской части как лицу, непосредственно отвечающему за организацию лечебной работы, и вместе с ним определить лечебное учреждение, где пациенту будет проведена консультация. Ведь в Территориальной программе указано, что при отсутствии специалиста или диагностического оборудования на учреждение возлагается обязанность по организации консультации и (или) обследования, согласно утвержденным стандартам по ОМС. Если пациент находится в лечебном учреждении, то ему можно подойти к заместителю главного врача по медицинской части и уточнить, что ему положено бесплатно, согласно стандартам медицинской помощи по ОМС. Если же он находится вне лечебного учреждения, то ему можно позвонить по телефону 79-44-45, где наши врачи дадут ему консультацию по возникшей проблеме.
Вопрос: «Наша семья недавно переехала в новую квартиру, сменилась прописка. Нужно ли менять медицинские полисы?»
Парамоновы, г.Ульяновск.
– При изменении прописки (адреса регистрации) медицинский по-лис менять не надо. Вам необходимо обратиться в страховую медицинскую организацию, в которой вы получали полисы единого образца, с документом, удостоверяющим личность (паспорт). Изменения в Регистр застрахованных граждан в Ульяновской области будут внесены в вашем присутствии.
Вопрос: «Правда ли, что увеличился перечень медуслуг, которые теперь можно получить по полису ОМС? Слышала, что теперь в стоматологической поликлинике можно бесплатно поставить импортную пломбу. Это правда? И что делать, если все же требуют деньги?»
Алевтина, жительница Засвияжья. – В соответствии с «Территориальной программой оказания бесплатной медицинской помощи жителям Российской Федерации, проживающим на территории Ульяновской области на 2013 год», действительно, вся стоматологическая помощь, за исключением протезирования, должна оказываться бесплатно. Если пациенту предлагают оплатить услугу, ему следует обратиться к руководству медицинской организации. Если ситуация не разрешится, то, естествен-необходимо обратиться в страхо-вую медицинскую компанию.
«Недавно у меня появились проблемы с желудком. Участковый терапевт, направляя меня на УЗИ, сказала, что на бесплатное исследование большая очередь, поэтому посоветовала обратиться в частную клинику. Законно ли это? Каков предельный срок ожидания в очереди на получение медуслуг?» Валентин Алексеевич, 46 лет. – Участковый врач-терапевт не выполнил своих обязанностей, предложив пациенту обследование в частной клинике. Он должен организовать обследование пациента по месту жительства, а если не может это сделать сам, то должен обратиться за помощью к заведующему терапевтическим участком, заместителю главного врача или главному врачу. При этом срок ожидания обследования в плановом порядке не должен превышать одного месяца, а в экстренном случае обследование должно быть проведено немедленно.
В заключение хочу пожелать здоровья всем ульяновцам и приглашаю тех граждан, кто еще не реализовал своего права на выбор страховой медицинской организации, к нам в филиал. В своей каждодневной работе мы руководствуемся девизом компании: «Мы уверены, что сможем вам помочь!».
Подготовил Алексей КОВАЛЕВ

в газете на правах рекламы