Ульяновский суд в иске о незаконной установке общедомового счетчика тепла в очередной раз встал на сторону энергетиков, а не граждан.

А жаль. Решение в пользу истца могло бы остановить всю кампанию по насильственному оприбориванию домов за счет граждан, вероятно, поэтому суд и не поддержал собственника.

«СК» в статье «Жарят на всю катушку…» от 16 апреля сего года рассказывал об иске жителя Засвияжья Игоря Белякова к управляющей компании «ДУК Засвияжского района №1». Истец требовал демонтировать общедомовой прибор учета тепла, так как после его установки плата за тепло выросла более чем в три раза. Прибор установили в доме (проезд Полтавский, 1), в котором сберечь тепло невозможно: трубы отопления не изолированы, двери и форточки в подъездах разбиты, тепло из подвала уходит на улицу через незакрытые отверстия. В апреле, когда температура воздуха была уже под 20 градусов, поставщик тепла – ВоТГК – именно что жарил, а не отапливал дом: температура в квартире истца достигала 29 градусов жары – чистая душегубка. Приходилось держать форточки открытыми, отсюда – сквозняки и простуды. Прибор учета был установлен без обследования дома комиссией и без согласия собственников.

Понятно, что ни о каком энергосбережении говорить тут не приходится: речь можно вести только о дополнительном выкачивании денег из жильцов в пользу энергетиков.

Судья Засвияжского райсуда М.А.Романова приняла решение в довольно сложном деле уже на втором заседании, причем без участия истца и представителей Госинспекции регионального надзора и комитета ЖКХ мэрии (решение датировано 19 апреля, мы сообщаем об этом только теперь, так как «СК» получил этот документ с опозданием). Удовлетворив иск в отношении разных требований, связанных с текущим и капитальным ремонтом дома, судья отказала в главном – в демонтаже прибора. Обоснование выдвинуто такое: теплосчетчик установлен не управляющей компанией, а ВоТГК, поэтому ДУК здесь ни при чем. Кроме того, пишет судья, «действующее законодательство не предусматривает обязанность по предварительной подготовке дома при установке общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя».

Судья Романова явно поспешила, потому что иначе она дала бы себе время прочитать как минимум два документа, имеющих отношение к иску. Первый – это Федеральный закон №261 «Об энергосбережении…» от 23 ноября 2009 года. В пункте 12 Закона сказано: организации, отвечающей за обслуживание общего имущества дома, предъявляются «требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома». Приказ Минрегиона РФ № 627 от 29 декабря 2011 года прописывает критерии наличия или отсутствия технической возможности установить общедомовой прибор учета. В пункте 2 этого приказа говорится, что такая возможность отсутствует, если в результате обследования (обследование – первый и обязательный этап, в данном случае не выполненный ВоТГК) выяснится, что установка счетчика «невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем». Дом №1 по проезду Полтавскому как раз такой случай. Как и случай, наверное, 90 процентов многоквартирных домов в Ульяновске. И это законный аргумент против насильственной установки приборов учета в неотремонтированных домах с прогнившими коммуникациями и затопленными подвалам. Схема проста: обследование дома – капремонт, если нужен – новое обследование дома – установка счетчика. Но у суда другая логика: если ВоТГК уже поставила прибор, то оснований для демонтажа «не имеется».

Суд обязал ДУК установить ограничитель подачи тепла (отсекающий вентиль) только в квартире истца, поскольку за других он просить не вправе. Таким образом, остальных жильцов разрешено по-прежнему жарить – по тройной цене.