Михаил Коринфский – знаменитый архитектор, строивший в Симбирске Троицкий собор, указывается в ряде источников как Варенцов. Якобы звучную фамилию «Коринфский» сам Александр I даровал впечатлившему его архитектору. По крайней мере, это версия известного поэта, внука архитектора Аполлона Коринфского. Краевед Жорес Трофимов выяснил, что это лишь красивая легенда, и Коринфский на тот момент уже имел эту фамилию. Архитектор построил в Симбирске не только главный собор, но и много других зданий. Николай I подарил ему бриллиантовый перстень, а Александру I так понравился проект Троицкого собора, что он собственноручно положил в основание храма камень и известку специальной изготовленной для этого серебряной золоченой лопаткой.

Об этом рассказал краевед Жорес Трофимов в ходе очередной лекции, посвященной зодчим Симбирска. Подробнее об этом он писал в своей книге «Симбирск и симбиряне». Напомним, в прошлый раз по следам лекции Трофимова мы готовили материал Что изменилось в облике Симбирска в начале 19 века?, посвященный Михаилу Рушко – первому симбирскому губернскому архитектору, создавшему план Симбирска 1800 года.

Михаил Коринфский родился в 1788 году в Арзамасе. Информацию о фамилии архитектора Трофимов обнаружил в архиве Академии художеств в Санкт-Петербурге, где тот учился. Впрочем, в Большой советской энциклопедии и нашей Симбирской энциклопедии – указывается и вторая фамилия Коринфского – Варенцов.

Родился он в семье талантливых резчиков по дереву. В Арзамасе была частная художественная школа Ступина, сын которого тоже там учился. И вот в 1809 году Ступин повез своего сына и Михаила в Академию художеств. Знаменитому архитектору Воронихину понравились его работы, он оставил его у себя, обучал год и, увидев, что толк есть, стал давать серьезную работу, а Академия художеств приняла его в качестве вольного слушателя. К тому времени у него уже были жена и ребенок. Воронихин добился, чтобы его приняли в Академию. Спустя год, он не уступал ученикам, которые учились на тот момент уже 9 лет. Воронихин создал проект строительства Казанского Собора в Санкт-Петербурге, и Коринфскому доверили в нем участвовать. Коринфский получил серебряную медаль и стал архитектором высокого класса (получил 14 чин).

После этого он вернулся в Арзамас, чтобы творить там. Преподавал в художественной школе. Его первыми проектами на родине стали церкви, частные дома и общественные здания. Он завоевал авторитет как в Арзамасе, так и в Нижнем Новгороде. После этого его пригласили в Казань, а затем и в Симбирск.

К нам его пригласил князь Баратаев и другие представители симбирского дворянства, наслышанные о его таланте

Его пригласили для срочной разработки проекта величественного храма в память о войне 1812 года. Коринфский прибыл в Симбирск в 1823 году. На тот момент у него было уже трое детей. Храм предполагалось возвести на лучшей площади города близ старого кафедрального Троицкого собора. Проект получился изумительным. Прибывший в Симбирск Александр I также высоко оценил его и собственноручно положил в основание храма камень и известку специальной изготовленной для этого серебряной золоченой лопаткой. За этот проект Коринфского в 1825 году совет Академии художеств избрал в «назначенные академики».

Собор строился 17 лет – собрать денег было непросто

Из-за нехватки средств отделка собора затягивалась, и Коринфский взялся за другие проекты. В частности, разработал проект пятиглавого собора в Пятино (стоит и сейчас, но недействующий), проект реконструкции здания мужской гимназии (не реализовали), а также реконструкции Дома трудолюбия (школа-интернат №17 на улице Ленина). Кстати, за этот проект императрица Мария Федоровна наградила Коринфского золотой табличкой, украшенной эмалью. За наблюдение без оплаты за постройкой удельного дома в Симбирске (фармучилище на пересечении улиц Льва Толстого и 12 Сентября) Николай I пожаловал ему бриллиантовый перстень. Внес он вклад и сооружение Гостиного двора (архитекторы – А. Мельников и И. Лизогуб). По его проекту построены торговые ряды в Карсуне.

В 1832 году он уезжает в Казань: туда его пригласил Николай Лобачевский на должность архитектора Казанского университета. Он создал там целый университетский городок с несколькими корпусами, обсерваторией, лабораторией и библиотекой. Почти весь он сохранился и до наших дней.

Ему поступали заказы из разных городов. Жорес Трофимов рассказывает, что вряд ли кто знает, сколько в Поволжье было построено зданий по его проектам, так как никто этим вплотную не занимался. Хотя выходили книги и статьи о нем. До 1851 года Коринфский работал в Казани, где и скончался.

Свято-Троицкий Собор во время пожара 1931 года серьезно пострадал. Руководство Средне-Волжского края, в состав которого входил Ульяновск, приняло ужасное решение снести храм.

Самый известный потомок Михаила Коринфского – его внук, поэт Аполлон Коринфский – родился в Симбирске

 

Кстати, он учился с Лениным в одном классе, после чего с ним не встречался. Аполлон Коринфский записал много этнографических материалов, изданных в ряде городов России. Написал он и стихи о нашей гимназии. Правда, не слишком лестные.

Один из чиновников память Коринфского увековечил на массивной чугунной мемориальной доске, установленной на фасаде бывшего Дворянского Собрания. На ней говорилось, что здание построено по проекту Коринфского. Но, отмечает, Трофимов, это не правда, о чем краевед в 1965 году писал статью, после которой табличку сняли. Здание на самом деле построено по проекту архитектора Ивана Бенземана. О нем мы расскажем в следующей статье.

Юлия Узрютова