Но озолотили писателя-националиста.
Первый в истории области театральный фестиваль «История государства российского. Отечество и судьбы» был ярким, но коротким – всего три дня (12-14 июня), что в очередной раз заставляет задуматься о приоритетах в культуре, которые расставляет региональная власть.
Фестиваль, посвященный приближающемуся 250-летию со дня рождения Карамзина, планируется проводить ежегодно вплоть до юбилейного 2016 года, но не в июне («низкий сезон» для театралов), а в декабре. Идея – показывать спектакли на историческую тему, раз уж Карамзин признан главным российским историографом. Таких спектаклей в России и за ее пределами много, но их особенность в том, что они, как правило, масштабные, поэтому привезти их на гастроли в Ульяновск очень дорого. Поэтому первоначально задуманный недельный фестиваль сжался до трехдневного. Основная сумма, которой располагал Ульяновский драмтеатр, хозяин фестиваля, была невелика: это грант Минкульта России в 500 тысяч рублей. Понятно, что на эти деньги развернуться было нереально. Для сравнения: ровно столько же – полмиллиона рублей – областной бюджет подарил в виде Гончаровской литературной премии не известному мне писателю Василию Дворцову «за вклад в развитие традиций реалистической литературы» (ну дался же им этот «реализм»!). Судя по его текстам в интернете, этот Дворцов – еще один православный имперский националист, державный евразиец, «прохановец» и борец с «масонским постмодернизмом», которых с некоторых пор полюбила ульяновская региональная власть (вот цитата из лауреата: «в местах, оставляемых Русской силой, мгновенно начиналась несправедливость, творились насилие и резня»). Лично я против того, что бюджетные полмиллиона (где есть и моя копейка) ушли человеку, который написал вот это: «Писатель Булгаков не создал ни одного литературного произведения, которое смогло бы претендовать на несомненную художественность». И это говорит человек, чьим литературным влиянием на фоне огромного таланта Булгакова можно смело пренебречь. Его-то и наградили премией имени одного из самых толерантных и гуманистичных писателей «золотого века» русской литературы за счет ничего не ведающих ульяновцев?! Всего на Гончаровскую международную премию в этом году ушло 1,3 млн рублей. Еще 20 млн скоро уйдет на Пластовскую. В областном правительстве почему-то решили, что престиж премии определяется ее размером. Это явное заблуждение. Тогда как десятой части этой суммы театру хватило бы, чтобы провести полновесный фестиваль. Но у нас в этом году в фаворитах Пластов с Гончаровым в ущерб Карамзину, который три года назад, кстати, был выбран-назначен «Именем Симбирского – Ульяновского края», обойдя и Ленина, и Гончарова. Получается, поддерживаем маргиналов среди писателей и художников – и лишаем ресурсов театральное, музыкальное и прочие искусства? По справедливости не получается: в одном месте густо, в другом – пусто. Наверное, это потому, что в Симбирске не случилось родиться композитору Чайковскому, актеру Качалову или балерине Улановой.
Из четырех спектаклей, показанных на фестивале, в полной мере историческими можно было бы назвать два. Во-первых, это спектакль московского РАМТа «Ксения Петербургская» по пьесе Вадима Леванова. Режиссер Наталья Шумилкина поставила эту пьесу в стиле площадного скоморошьего театра. Получилась своеобразная православная мистерия на тему жития русской святой, блаженной Ксении, которая после смерти мужа решила, что он не умер, а воплотился в ней самой, и странствовала в мужской одежде, называя себя Андреем Федоровичем.
Форма постановки неожиданная, но удачная: получился ненавязчивый, с юмором и без назидания, разговор о важных вещах – о верности и долге, о грехе и прощении, о призрачной и условной границе, отделяющей социальную «норму» от «патологии». В спектакле проводится мысль о том, что блаженная Ксения (засл. арт.
РФ Татьяна Матюхова) – образец «нормального» человека посреди безумного, греховного большинства. Конечно же, это спектакль об идеальной христианской любви, доступной, казалось бы, одному лишь Христу, но вот блаженная Ксения на вопрос явившегося ей мужа: «Разве можно так любить?» – отвечает: «Разве можно иначе?» Тем самым идеал очеловечивается, становится земным и доступным простому смертному, и в этом прекрасный пафос этой постановки.
Она компактна и целостна настолько, что выступление после спектакля настоятеля Арского храма отца Алексея Кормишина воспринималось именно как архаично-морализаторское и потому излишнее.
Опера Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении Чувашского государственного театра оперы и балета показала, что ульяновцы соскучились по музыкальным жанрам больших форм, слишком редко у нас можно увидеть оперу или даже мюзикл. Впечатлили и масштабная декорация, и мощные хоры, и живой оркестр, и несколько прекрасных солистов. Да и тема для России, кажется, снова актуальна: тема Смутного времени, «тяжелой шапки Мономаха», моральной чистоты власти и ее ответственности перед Богом и людьми. И когда Юродивый (блестящая партия в исполнении Ивана Снегирева) поет, что «нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит», сегодняшний день догоняет тебя и буквально вдавливает в кресло. Руководство театра и артисты признаются, что спектакль эмоционально тяжелый, поэтому его играют редко, где-то раз в полгода. Несмотря на то, что постановке около десяти лет, в Ульяновске «Годунов» был исполнен всего лишь в 20-й раз.
Спектакль Ереванского театра юного зрителя «Я – чайка» по мотивам Чехова собрал благодарную армянскую диаспору, а спектакль Татарского академического театра имени Камала «Женщины 41-го» с удовольствием посмотрели ульяновские татары. Вот, собственно, и все. Будем надеяться, что в следующем году область поддержит «карамзинский» исторический театр, а не очередного псевдопатриота от литературы.
Виталий Ахмеров
был только на “Борисе Годунове”. Очень хорошее впечатление, особенно от партии юродивого.
С Сергеем согласен почти во всем. Определять культурные приоритеты наша власть не умеет и доказывает это снова и снова.
А вот интересно.
Сам Гогин сможет отказаться от литературной премии, признав скромность своих талантов?
ПЕШКА.
что сейчас творится нельзя назвать культурой. лучше если назовем. мозаика из разбитых зеркал.
Виталий Ахмеров
Сергею. Касаемо параллелей “Бориса Годунова” с нашим временем. В Мариинском театре в 2012 году вышел “Борис Годунов” с современным антуражем, герои одеты в нашу повседневную одежду. Очень оригинальное восприятие. Посмотреть эту постановку вживую нам вряд ли доведется, поэтому даю ссылку на торрент-раздачу видеозаписи http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4464260
Виктор Каменев
Фраза «нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит» догоняет не только день сегодняшний, но и историческую память, которая подсказывает, что дальше этой фразы началась Смута, когда вся Россия кровью умылась, что Годунов-то был совсем не самый плохой правитель, а после него-то как раз и пришли “Ироды”, то есть осторожней надо быть с царями и образными обвинениями, красивыми и “политически далеко идущими”, но насквозь идеологическими. Каким является и этот текст.
Виктор Каменев
Касаемо исторических параллелей: надо понимать что скоро новая Великая Смута, и что же нам предлагают? Заинтригованная публика ждет продолжения…
Жан Миндубаев
Ну, когда наши “Светила” от пустопрожней злобы и собственной бездарности перестанут линчевать способных авторов? Разве Гогин( с которым у меня были ах как жаркие столкновения в быту) написал что-то невпазумительное? Разве анализ не полнокровен или ущербен? Полностью с автором согласен. “Да здравствует разум- да скроется тьма!” Вот кредо ,вот моя печка – от которой “танцую”..
“А Гогин, говорят, по утрам зубы не чистит?”( шутка, являющаяся линией жизни ущербных и бездарных)
Виктор Каменев
Не только день сегодняшний но и завтрашний догоняет мысли, что «нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит». Историческую память подсказывает, что дальше этой фразы началась Смута, когда вся Россия кровью умылась, что Годунов-то был совсем не самый плохой правитель, а после него-то как раз и пришли “Ироды”, то есть осторожней надо быть с царями и образными обвинениями, красивыми и “политически далеко идущими”, но насквозь идеологическими. Каким является и этот текст.
Виктор Каменев
Молиться, наверное, нельзя не только за царя Ирода, но за любого Ирода, а прибегать к авторитету Богородицы убежденным атеистам как-то не к лицу.
Виталий Ахмеров
Ну так из песни слов не выбросишь.
Виктор Каменев
Еще как можно! Вот автор приводит зубодробительные цитаты из “писателя-националиста”, а ведь они приводятся вне контекста, а я сильно сомневаюсь, что писатель, ежели он националист, то идиот. А гуманные либеральные и анонимные комментаторы так брызжут слюной, что веришь, “они убить готовы” что им не по вкусу. А вообще…
Ярлык “националисты”
Очень любят “прогрессисты”,
И впадают прямо в транс,
В когнитивный диссонанс:
Голубеет наш “прогресс”,
И крепчает наш “регресс”.
Обыдление “творчеством”
Хотя бы одну премию нужно давать своим прекрасным писателям (В.Сергееву или А. Никонову), но губер на своих забил, поскольку его превосходительство не просто провинциален, а провинциален КРИКЛИВО, АМБЦИОЗНО, КРЕАТИВНО – совсем как Гогин в своем бредовом стихоплетении и русофобстве.
Аноним
так в России основной язык русский. а слово Креативно скоро забудут.
Аноним
и власть не приживется которая пляшет под иноземную дудочку. слова А. Невского в современном толковании.
Аноним
У нас сейчас просто очень мало настоящих писателей. Рубина, Веллер, Улицкая – и, в принципе, все. Причем эти фамилии ну очень не нравятся власть предержащим – это, видимо, куда-то у них генетически заложено. Если этот огрызок (я про Дворцова, так, что ли?) ТАК говорит о Булгакове, то его просто убить мало. Если что, то, как говорилось в одном классном фильме, я буду участвовать. Хлестаков с его “я с Пушкиным на дружеской ноге” в этом смысле просто умилителен. А прохановщина и прочие музеи СССР у нас сейчас в моде, как же. Только я лично с этим Прохановым общалась – ну дедуля абсолютно не в адеквате, это ж видно. Как вам только одна цитата: “Колобок – это русский витязь”. Кащенко, Карамзинка и прочее по нему просто плачут. А, еще есть один из этих “изборцев”, т. н. художник Беляев-Гинтовт. По его картинам диагноз сразу можно ставить, Фрейд нервно курит. Какие-то расплющенные летающие тарелки, попавшие под асфальтовый каток, летают над вьюношами и девушками нордической внешности – Лени Розенталь обзавидовалась бы. Тот вообще музей СССР в виде рубиновой звезды предложил устроить. Про Дугина я вообще молчу – ему бы, как профессору Выбегалло не мешало просо из бороды вычесать. Все юродивые.
reader
Лени Рифеншталь
Аноним
Да, конечно.
Жан Миндубаев
Вообще(если всерьез) попытки возвращения Российской Федерации в средневековую Русь не столь безобидны, как кажутся. Конфессии, национальности- это вообще весьма тонкая струна, трогать ее без ОСОБОЙ нужды не надо бы. Тем более, в РФ-где одних мусульман уже чуть ли не 25 миллионов. И у каждого из них не самые светдые воспоминания о “наследии мрачных времен”(В.Высоцкий).
На мой взгляд- только толерантность, только доброжелательность, только взаимоуважение способны создать могучую, мирную, дееспособную РОССИЙСКУЮ нацию( или содружество народов, называйте как хотите). Все остальные телодвижения- а уж о крайностях и толковать не стотит!- поведут только к озлоблению и нарастающей вражде. Неужто это не понимают политические и конфессиональные вожди, а?
Виталий Ахмеров
Без здорового национализма нам не обойтись. Нет ничего плохого в том, что татары изучают свой язык и культуру, стремятся прославить великих предков. То же касается и чуваш, и русских, и мордвы… Каждому из народов есть чем гордиться. Взаимоуважение – основа сосуществования,согласен. Крайности нам ни к чему.
НКВД
боится иноземная власть такого слова Национализм. а без него не будет независимого государства.
НКВД
Выйди Жан на улицу вечером. посмотри что творится. может тогда изменишь свою точку зрения. и хватит историю на свой лад переписывать. не так все было. партийный работник.
НКВД
Кластер переводится на русский язык Шаражка.
Жан Миндубаев
НКВДшнику. США- это независимое или от кого-то зависимое государство? Там даже каждый штат ИМЕЕТ СВОЕ Законодательство!
А уж про конфесси я и не толкую.
Я не призываю подражать кому-то. Это и не нужно- и бесполезно. Когда-то я работал с японцами. Так вот- им НАШЕ не нужно. Нам ИХНЕЕ-т оже. Но ведь ( согласитесь) могучая же нация! Почему мы всегда что-то пытаемся найти,в чем-то все время роемся- вместо того, чтобы просто НАЛАЖИВАТЬ ЖИЗНЬ? О каком таком ВСЕЛЕНСКОМ ПОПРИЩЕ ПАНСЛАВЯНИЗМА толкует этот явно даровитый ПРОХАНОВ? Если это ТАК- то почему Русская АМЕРИКА (была такая) все же ОТОШЛА от РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ? Разъясните мне, бестолкойо деревенщине,пожалуйста,
НКВД
а разве не понял для чего?
Око
США – полностью контролируемое руководством ТНК и банками образование, в котором украли 1,3 трлн. долларов в 2011 году и никого не посадили, новость прошла спокойно – для США это ничего особенного, норма.
Для Русских нужна масштабная мечта чтобы жить и творить, мы, Русские без этого не можем, это наша национальная особенность. Строить толерастическую общность совместно с олигархами, чиновниками-иностранцами и наркоторговцами-мигрантами не вдохновляет.
Националист
Понятно, что возмутило Гогина. Не то, что Дворцов мало кому известен. И не то, что сказано о Булгакове, хотя писать такое, конечно, форменное безобразие. Премию дали, понимаете ли, какому-то мракобесу-националисту! А что не вызывало бы гогинских нареканий? Думаю, Гогин даже бы не возражал, если бы дали премию «имени одного из самых толерантных и гуманистичных писателей», скажем, студенту –африканцу за сочинение на русском языке. Ведь было бы всё в лучших европейских традициях! Дали же Нобелевскую премию по литературе нигерийцу Воле Шойинка. Сильно сомневаюсь, что Гогину это имя о чём-то говорит.
А наши власти? Ну им ещё далеко до лоска нобелевских комитетов и скандинавских королевских семей, хотя душой они живут уж давно «за бугром»…
ЖАН МИНДУБАЕВ
нА УЛИЦЫ ВЕЧЕРВМИ ХОЖУ- ТИХО , СПОКОЙНО, зНАЧИТ, нквд ( ИЛИ ПОЛИЦИЯ, НЫНЕ) РАВБОТАЕТ. эТО ВЕДЬ И ВАЖНО: РАБОТА ПОЛИЦИИ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕЗАМЕТНОЙ- ЬНО эФФЕКТИВНОЙ. иЛИ НЕ ТАК?
ЖАН МИНДУБАЕВ
Почита произведения новоиспеченного лауреата Гончаровской премии ценой в полмиллиона. Вспомнился почему-то эпизод с возвращением в Советскую Россию (СССР) из эмиграции кУПРИНА. к СТУПЕНЬКАМ ВАГОНА ПОДБЕЖАЛ СУЕТЛИВО лИДЕР СП СССР а.ФАДЕЕВ.
Здрасьте, Александр Иванович! С ввозвращением Вас на Родину!
А ты кто будешь?
Как? Я-председатель Союза писателей СССР Фадеев!
-Не знаю такого. Отойди, милай…
roks
Браво, в данном случае в точку.
Валерий
Александр Фадеев может и встречал приехавшего умирать на Родине Куприна, но в то время (1937 г.) автор “Разгрома” не возглавлял Союз писателей СССР. Он им стал через год.
Аноним
А вам лично “Разгром” нравится? Его по убогости только с другими подобными произведениями можно сравнить – “Как закалялась сталь” и “Что делать”. Последнее произведение немножко пораньше вышло, но всем этим “Разгромам” дало путевку в жизнь. Убогое и серое, как все соцреалисты. Из них только Шолохов как-то отличился, “Поднятую целину” читать можно, и не без удовольствия.
Хмурый
“Борис Годунов” Чувашского театра был потрясающий. Мощный хор, замечательные декорации, изумительные солисты… Очень жаль, что не было достойной рекламы :(