День начала Великой Отечественной войны, 22 июня, для моего прадедушки Николая Осиповича Мантурова остался выстраданным воспоминанием на всю жизнь. Срочную службу он проходил в войсках НКВД. Летом 1941 года в мыслях уже был дома, но началась война. Погрузка в эшелон – и под Смоленск. Полк держал оборону. С боями отступили к Харькову. Затем зачисление в мотострелковую часть, учеба в Чугуеве, Орджоникидзе, прыжки с парашютом и продолжение службы в разведроте. Шел 1942 год. Отряд в дозоре попал на минное поле. Тогда прадед чудом остался жив: тяжелые ранения ног, госпиталь в Старом Осколе и заключение врачей – негоден к строевой службе, но на этом война не закончилась, и он был зачислен в трофейную роту на тягач С-65.

Руль этой машины Николай Осипович не выпускал до конца войны. Вывозил подбитую в бою технику, еще горевшую, часто под огнем противника, во фронтовые мастерские. Свою первую награду – медаль «За боевые заслуги» он получил за оперативное обеспечение эвакуации Воронежского авиационного завода. Под непрерывным огнем круглые сутки шла погрузка оборудования. Задание командования было выполнено в срок. При форсировании Днепра в составе эвакороты поднимал затонувшие танкеры с машинами и боеприпасами.

Освобождал Украину и ее столицу Киев, очищал площади и улицы от завалов и разрушенных домов. Война шла на запад, тем же победным курсом следовал тягач прадеда. Много было ответственных операций по обеспечению продвижения советских частей. Идти по местам, по которым прошли фашисты, было нелегко: нет дорог, нет мостов, всесожжено, разрушено. Чтобы задержать продвижение наших частей, на одном из участков немцы взорвали железнодорожный тоннель. Рота получила срочное задание: через участок длиной15 километровперевезти паровоз тягачами по земле. Тросы от напряжения лопались, гусеницы тягача превращали в песок куски обвалившихся стен. Как долго тянулись эти километры! Паровоз был вовремя доставлен к сформированному составу с танками, пушками, продовольствием, поставлен на рельсы, и наши части двинулись в направлении Берлина. За участие в этой операции Николай 0сипович Мантуров был награжден орденом Отечественной войны первой степени. Войну закончил под Будапештом и осенью 1945 года победителем вернулся домой. Из семьи на фронте были двое братьев: Николай и Владимир. Родители дождались только Николая. От Владимира семья не получила ни одной весточки. После войны мой прадедушка работал механизатором в селе Коромысловка, а с 1953 года – бульдозеристом в леспромхозе.

Мощно гудя, по лесным дорогам идут лесовозы, неся на своих «плечах» стволы строительного леса. Сюда, в глубь леса, к делянкам, первым проложил путь бульдозер Николая Осиповича. В 1974 году его, ветерана труда, наградили орденом Октябрьской Революции. Трудовые успехи фронтовика удостоены высокого признания. Со своим бульдозером он расчищал водоемы и поднимал плотины в селах Кузоватово, Смышляевка, Баевка, Студенец, Чекалино, Лесное Матюнино. Пруды и водоемы Тереньгульского района были сделаны его руками. Добрый след он оставил на земле.

Ирина КОРЕНКОВА