То, о чем многие догадывались, стало достоянием гласности: спецслужбы шпионят буквально за всеми пользователями интернета. Пока говорят об Америке, но то же происходит наверняка и в других странах мира, включая Россию.
Как рассказал, предварительно бежав из США, сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, разведслужба имеет прямой доступ к информации Microsoft, Google, Facebook, Twitter, Yahoo, Skipe, Apple и других компаний и сервисов. Идет слежка за миллионами, прослушиваются телефонные разговоры, читаются эсэмэски и переписка в сетях, все это копируется, систематизируется и хранится в ведомственной базе данных. По словам Сноуде-на, там знают все о любом человеке, имеющем компьютер. Сноуден сам занимался сбором такой информации, но не выдержал, будучи уверен, что эта деятельность нарушает Конституцию США и принцип неприкосновенности частной жизни.
Разразившийся скандал не смутил, однако, главу Белого дома Обаму, заявившего, что спецслужбы следят за обществом из соображений безопасности – в борьбе с мировой террористической угрозой. И они не слушают, дескать, содержание разговоров, а только фиксируют, кто кому звонит и продолжительность беседы. Давно замечено, что борьба с терроризмом стала универсальным прикрытием любых мерзостей властей предержащих. При этом известно, что при всей мощи в слежке за людьми антитеррористические цели остаются недостижимыми, что показали и взрывы бомб на бостонском марафоне.
Закон о слежке за гражданами без их согласия и без санкции суда был принят в Штатах при Буше-младшем, но лично я уверен, что шпионаж велся и раньше. Больше того, думаю, что как только идея интернета приобрела реальные очертания, ее дальнейшая разработка была заточена именно на слежку и шла под опекой ЦРУ и ФБР. Идея-то совершенно гениальная: подсадить мир на американские компьютеры и на американские же программы, и этот мир будет у тебя в руках. Какие там шпионы в париках и с компасами – средневековье! Читай электронную информацию, и социально-экономическое положение России, например, как на ладони. Взгляды и дела россиян – как на рентгене. А мы еще и под двойным колпаком – помимо американских спецслужб, за нами следят и свои.
В журнале «Огонек» прочел недавно статью неглупого в общем-то человека, но статья глупая. В ней автор удивляется, почему часть общества так возмущена фактом слежки. Живите, дескать, открыто, и вам нечего будет бояться. Реальность уж такова, таков уровень технологического развития, что пришло время обнажиться, чтобы все видели: все на месте и потеряли к твоей персоне интерес. Если следовать этой установке, значит, соглашаться на статус животного, которому неведомо понятие личной (частной) жизни. Оно ведо-мо одному живому существу – человеку, и вот ему предлагается стать как обезьяна. Обезьяну сажают в клетку, люди ходят, смотрят, указывают на нее пальцем, но ей это безразлично. Инстинктивно она, возможно, скучает по джунглям, где не было безволосых и было уютней, но, как считается, не осознает, по какому предмету скучает, и не смущается, что кто-то, например, видит, как она справляет нужду. Любую.
Было якобы время, когда и люди были как звери – не отличали приличного от неприличного, совокуплялись принародно. Перед человечеством – путь назад, снова к одичанию, к «открытой» жизни, но на другом технологическом уровне. Утопия Джорджа Оруэлла «1984» удивительно точно воплощается в реальность. В ней речь о создании властью посредством постоянного контроля и корректировки поведения нового человека, робота, раба, наслаждающегося любовью к власти, говорящего на новом языке – новоязе, с которым недовольства властью быть не может впринципе, ибо в новоязе отсутствуют соответствующие термины, а раз нет терминов, осмыслить недовольство не представляется возможным, то есть оно немыслимо. Заканчивается роман работой по переводу некоторых книг со старояза на новояз, после чего вся литература на староязе будет выброшена. Свершится это, по мысли Оруэлла, во втором десятилетии XXI века. На дворе сейчас как раз оно. Правда, в то, что сильным мира сего удастся окончательно, слежками и прослушками, шантажом и запугиванием, сломать волю людей, все-таки не верится. Бунт, пусть пока и единичный, начинается. Джулиан Ассанж, Эдвард Сноуден… В строгом соответствии с правилами Большого брата из «1984» их объявили врагами государства и народа, более опасными, чем террористы, и грозят смертной казнью. Во что выльется массовый бунт, сказать пока трудно, но предположить можно – скажем, в погромы компьютеров и видеокамер. Да-да.
Артур ТАНИЕВ