Вспоминая старую добрую журнальную традицию мы продолжаем публикацию новой книги Жана Миндубаева.

Глава 15.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ.

Честно говоря, не знаю, чем завершить мое нелегкое прощание с той эпохой, которую целых семьдесят пять лет называли «зарей человечества», «завтрашним днем планеты», «утром нового мира». Поэт Евгений Евтушенко выразился еще загадочней: «…мы – первая просека всего человечества…» То ли имел ввиду осветление лесного массива, то ли намекал на массовую вырубку …
Как очевидно сегодня, колоссальная вырубка собственного народа была произведена – но ни «зари», ни «нового мира» не состоялось. И спустя семь десятилетий страна и народ вернулись к тому, от чего уходили. Говоря без обиняков – вернулись к строительству капитализма. Со всеми его плюсами и минусами.
Это – истина. Горькая для многих – в том числе и для меня. И совсем не потому, что после ужасающей правды, открытой нам
такими бесстрашными людьми, как Александр Солженицын, Лев Разгон, Варлам Шаламов и многие другие стало горько «за бесцельно прожитые годы». Годы были бы прожиты при любой политической системе- и быть ли им целеустремленными или нет решает (по моему) не человек – а судьба.
Два других обстоятельства печалят меня.
Первое: из-за кромешной коммунистической цензуры, стыдливо названной большевиками «Главлитом» не довелось вовремя прочитать множество великолепных книг – а, следовательно, и не удалось получить более-менее основательного образования. Да и учителя–то, выпестованные в духе бесспорной преданности коммунистическим идеям, оставляли желать лучшего и в школе, и в вузе… Это относится, конечно, в первую очередь к гуманитарному образованию.
Вторая печаль – масштабнее и даже больнее. Ну, чего мы целых семьдесят лет громили и крошили веками устоявшееся планетарное людское мироустройство, в котором – конечно же!- всегда было весьма мало и справедливости, и гуманности – но так уж оно устоялось веками? Ладно бы, коль удалось бы под руководством мудрых идей товарища Ленина создать и государство, и человеческое сообщество справедливее, добрее и гуманнее предыдущего. Так нет же, не удалось! Миллионы человеческих жизней, погубленных во имя осуществления утопической идеи, отнюдь не обеспечили гуманистического прогресса. Да и всех прочих прогрессов – тоже…
И что теперь? Догонять упущенное? Тяжело жить в раздвоенном обществе, в котором одна треть населения все еще тоскует о «светлой эре человечества»- и свирепо ненавидит сегодняшних «строителей неокапитализма в России». Другая треть – глухо ворчащая – пытается приспособиться к новым реалиям. А еще одна треть – совсем юная – тем временем вообще бредет сквозь дым табака, наркоты и пива сама не зная куда …
И только « верхние» десять процентов правят свой роскошный бал на фоне материальной и духовной нищеты. Осознавать это – горько.
Но что делать, дабы скорее выйти на путь достойной, спокойной и более – менее благополучной жизни?
Ничуть не желая подыгрывать сегодняшней власти, все же должен отметить одну ободряющую тенденцию: она, власть, констатирует вредоносность потрясений, доставшихся на долю России в двадцатом веке. И совершенно правильно призывает к длительному существованию народа и государства без потрясений и революций. Понять бы это хоть на полвека раньше!
Да, история нашей страны – это цепь диктатур, войн, революций.
Правители и до Ленина немало постарались – чего стоят одни только «реформы Петра», после которых население страны сократилось аж на целых десять миллионов человек! Как тут не вспомнить знаменитую репризу одного из прусских королей, сказавшего: « Народ – как трава. Коси чаще – вырастет гуще».
Косили – увы!- изрядно. И тут нельзя не вспомнить и вклад «товарища Ленина», которого известный российский либерал Струве не зря назвал «думающей гильотиной».
Так что коммунистический переворот 1917 года я лично считаю в какой-то степени логическим завершением длительного и тяжкого исторического процесса. Ну, а кровавый след за ним – тоже логичен, как это ни парадоксально. Как предать его забвению, как не допустить его повторения?
Думаю, кроме возвращения прав человека на свободу, собственность и справедливость нам всем необходим акт покаяния.
«Кому, за что и перед кем каяться?» – недоумевают сегодняшние идеологи. И горделиво отряхиваются:
– Не за что! И не перед кем!
Я думаю иначе. Я думаю, что каждому из нас есть за что попросить прощения у людей. И я полагаю, что есть перед кем и покаяться.
Перед Создателем.
Уверен, что наша жизнь и наше мироощущение после такого акта сильно изменятся в лучшую сторону. Убежден, что общество станет более толерантным – а дела наши пойдут гораздо лучше. После акта покаяния и наши дети, полагаю, лучше поймут нас и все то, что пришлось нам пережить.
«Время разбрасывать камни – и время их собирать. Время раздувать пепел – и время взращивать злаки». Это сказано до нас.
Наша задача – исполнять созидательные заветы, не уповая на волю очередных правителей.
А уповая только на себя и на « всевышнюю волю небес».
Получится ли?

Симбирск, временно именуемый Ульяновск.
2013 год от РХ.