Георгий Кузнецов
Государство покидает зону контроля частного жилищного строительства.
Темой очередного совещания Общественного совета научных консультантов и экспертов строительной отрасли Ульяновской области стала дилемма: «Как, не увеличивая, а уменьшая число регламентов, повысить контроль за качеством жилищного строительства?».

Открывая заседание, вице-премьер – министр строительства региона Александр Букин заявил, что, выполняя огромную работу по увеличению объемов строительства жилья, по повышению его доступности для большинства граждан, нельзя забывать, что делаться это застройщиками должно не за счет снижения качества строительства. «Временами создается впечатление, – сказал он, – что в погоне за метражом мы забываем самое главное – качество».
Особенно это касается мало-этажной застройки – домов не выше трех этажей. Здесь есть жалобы и на низкое качество отделки квартир (правда, их немного, так как большинство квартир сегодня сдается в эксплуатацию без отделочных работ – и цена ниже, и выполнить их можно уже на свой вкус), и на некачественное строительство – заделку швов, промерзание стен, протекание кровли, нарушение вентиляции, отделку мест общего пользования, и на низкое качество благоустройства территории – отсутствие парковочных мест, детских площадок и т.д. (по сути, это низкое качество проектирования, когда застройщик хочет выжать из участка максимум).
Александр Васильевич обозначил и главные проблемы в решении этого вопроса.
Во-первых, это невыполнение саморегулируемыми организациями (СРО), членами которых являются застройщики (заметим, за членские взносы!), своей главной функции – обеспечения безопасности и качества строительства.
Во-вторых, согласно федеральным нормам, проекты строительства многоквартирных домов не выше 3-х этажей не подлежат экспертизе и государственному строительному надзору.
В-третьих, Правительство РФ, стараясь снять административные барьеры в строительстве, в соответствии с планом «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» в настоящее время подготовило еще ряд законопроектов, которыми предусматривается выход государства из зоны ответственности за результаты частной деятельности в области капитального строительства. Если законодательством не будет предусмотрен другой контроль, надзор и ответственность организаций и лиц, осуществляющих их, это может привести к плачевным последствиям.
И наконец, это юридическая безграмотность граждан, не знающих свои права при заключении договоров, приемке квартир и их эксплуатации.
Вариантов, по мнению вице-премьера, всего два. Либо вернуть весь строительный процесс многоквартирных домов под контроль государства. Либо законодательно установить нормы ответственности СРО за результаты хозяйственной деятельности своих членов.
Директор ОАУ «Ульяновскгос-экспертиза» Владимир Сухов отметил еще и подмену понятий «этажность» и «количество» этажей при подготовке разрешений на строительство муниципалитетами: когда жилой дом с подвалом, тремя полноценными и одним мансардным этажами считается трехэтажным. На деле это пяти-этажный дом, проект которого подлежит экспертизе, а процесс строительства – надзору. Довольно часто цокольные этажи делаются высотой под два метра и впоследствии превращаются в магазины и офисы, а то и в жилые помещения. Все это также делается для того, чтобы выдать застройку за малоэтажную и избежать экспертизы.
Более того, по информации Владимира Петровича, в течение 2016-2017 годов федеральное правительство, в свете снижения числа административных барьеров, планирует отменить экспертизу всей проектной документации, за исключением технически сложных, особо опасных и уникальных объектов; передать строительный надзор от государственной комиссии надзорам негосударственных организаций (за исключением тех же объектов), отменить разрешения на строительство и ввести уведомительный порядок его начала (если в течение месяца не будет дано отказа, строительство можно будет начинать). То есть политическое решение о выходе государства из зоны ответственности за результаты частной деятельности в капительном строительстве принято, и вся ответственность будет переложена на застройщиков.
В общем, если верить главе нашей госэкспертизы, а оснований не доверять нет, «пробить» возврат государственного контроля за качеством в малоэтажном строительстве нереально. Поэтому Владимир Сухов попросил у вице-премьера в очередной раз поднять в Минрегионразвития РФ хотя бы вопрос проведения экспертизы всех проектов зданий детских садов и школ. Дело в том, что сегодня ей не подлежат эти проекты площадью менее 1500 квадратных метров. А больше-то сейчас и не строится…
За СРО вступился директор Ульяновского филиала СРО НП «Межрегионального союза строителей» Ринат Садыков. Он не стал зачитывать подготовленный объемный доклад, а, что называется, «на пальцах» объяснил главную, по его мнению, проблему. Наряду с «рабочими» СРО существуют еще и «коммерческие», выдающие за деньги любые документы любым «шарашкам». Разумеется, в этом случае никакого качества, как и никакой возможности контролировать его, нет. «Коммерческие» СРО потому и зарабатывают деньги, что закрывают глаза на любые действия стройорганизаций, являющихся их членами. Еще один нюанс. СРО – это некоммерческое партнерство. Поэтому прислать своих представителей на объект и начать там какие-то проверки она может только после поступления сигнала от заказчика. Но даже при самом суровом наказании подрядчика – приостановлении его членства в СРО и лишении допуска за низкое качество строительства, он снова может получить все необходимые документы в «коммерческой» СРО. «Те 300 тысяч рублей, которые может стоить членство в такой СРО, – сказал Ринат Рифкатович, – не деньги для «жирного» стройподряда». Вывод? С таким СРО необходимо бороться. Как минимум, создав «черный список» их членов, чтобы не допускать их до тендеров.
В ходе обсуждения выяснилось, что с первого июля вступит в силу апрельская поправка в ст. 60 Градостроительного кодекса РФ, перекладывающая ответственность за низкое качество работ с подрядчика на собственника дома. То есть именно он должен оплачивать иски жильцов, а уже потом отсуживать свои деньги у стройорганизации. Но, судя по тому, как эту тему восприняло большинство присутствующих, ничего путного он не даст…
Первым итоговое предложение сформулировал декан стройфака УлГТУ Виталий Тур. Необходимо разработать областную систему контроля качества строительства, чтобы через нее переформатировать работу надзорных органов и установить административную (а возможно, и уголовную) ответственность всех участников этого процесса, включая представителей властных и муниципальных структур. «Но… – закончил ректор, – кто может создать такую систему в нашей области, я, если честно, не знаю».
Были предложения и усилить проверки участников строительных тендеров, и усилить ответственность заказчиков и подрядчиков, и создать при минстрое региона постоянно действующую комиссию по качеству и совет по проверке проектно-сметной документации…
В итоге решили, что в течение недели минстрой принимает предложения по теме «Как улучшить качество возводимого жилья?» и разрабатывает «дорожную карту», которую необходимо будет утвердить на июльском заседании коллегии министерства.