Дмитрий ЧУРОВ
В середине июня в Ульяновской области прошла серьезная конференция, посвященная работе контрольно-счетных органов. К нам в регион приехали аудиторы со всех концов России. О некоторых итогах конференции, а также задачах и целях Ульяновской счетной палаты мы попросили рассказать ее председателя Игоря Егорова.
— Игорь Игоревич, в этом году счетной палате Ульяновской области исполнилось 15 лет. Каков главный итог ее работы?
— Считаю, самое главное, что на сегодня удалось достичь, — это создание в регионе стройной системы внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Теперь надо повышать эффективность работы этой системы. Можно выделить две главные задачи, которые надо решать параллельно. Во-первых, необходимо выявлять максимум финансовых нарушений из тех, что происходят. Во-вторых, надо повышать степень ответственности тех должностных лиц, допустивших те или иные финансовые нарушения. При этом хочу отметить, что далеко не всегда причиной нарушения является злой умысел. Зачастую это просто не очень высокий уровень профессиональной компетентности людей.
— Проведение столь значимой конференции в нашей области можно ли считать определенным признанием качества работы региональной счетной палаты?
— Надеюсь, что это именно так. Нам удалось собрать интеллектуальную элиту контрольно-счетных органов России. К нам приехали руководители и ведущие эксперты Счетной палаты Российской Федерации и 28 региональных контрольно-счетных органов. В конференции участвовали представители 11 из 12 крупнейших городов страны.
За год мы вернули в четыре с лишним раза больше «живых» денег.
— В своем выступлении на конференции Сергей Степашин назвал нашу счетную палату одной из лучших в стране. Вам было чем поделиться с гостями?
— Да. Например, в нашей области при участии региональной счетной палаты принят очень важный нормативный акт, на основе которого уже целый ряд других регионов планируют начать разработку аналогичных документов. Речь идет о распоряжении губернатора Ульяновской области № 110, где четко прописаны меры ответственности должностных лиц за финансовые нарушения. Этим документом в области создается система необратимости не только дисциплинарных, но и материальных наказаний для должностных лиц.
Пользуются спросом наши методические пособия, которые мы публикуем. Так, например, пособие «60 типовых финансовых нарушений в сфере строительства и капитального ремонта», изданное тиражом в 1 000 экземпляров, разошлось на ура в течение месяца. Большой интерес проявляется к опыту нашего взаимодействия с федеральными контрольно-надзорными и правоохранительными органами, в том числе в рамках областного совета органов государственного финансового контроля. Его заседания под председательством губернатора проходят регулярно. На них остро и откровенно обсуждаются самые «больные» темы, предлагаются конкретные меры по решению проблем.
— Сейчас много говорится об «аудите эффективности». Объясните, что это такое?
— Действительно, нынче перед контрольно-счетными органами стоит задача контроля не только за правомерным, законным расходованием бюджетных средств, но и за их эффективным использованием. Оценка эффективности делается на основе набора ее критериев. Есть старый британский принцип расходования средств казны: «Тратить меньше, тратить правильно, тратить мудро». Стимулы тратить бюджетные деньги правильно в нашем законодательстве есть. А вот стимулов тратить меньше пока явно недостаточно. То есть за неправильное расходование бюджетных средств есть соответствующее наказание, а вот за неэффективное расходование средств никаких санкций по закону у нас не предусмотрено. В своем выступлении на конференции губернатор Сергей Морозов говорил о том, что от нашего региона готовится ряд предложений по внесению дополнительных изменений в Кодекс административных правонарушений России, касающихся подобных нарушений. Чем строже будет ответственность за перерасход бюджетных средств, тем реже будут случаи нарушений.
— Возвращаясь к 15-летию счетной палаты Ульяновской области, как выросла ваша организация, кто в ней работает и насколько сложно найти сотрудника?
— Сегодня у нас 28 работников. Некоторые из них имеют стаж работы в органах финансового контроля 15 — 20 лет. Есть и молодые перспективные кадры. Мы вообще отслеживаем самых талантливых выпускников, окончивших ульяновские вузы по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». Но со студенческой скамьи никого не берем. У нас не «курсы молодого бойца». В счетной палате должны работать самые лучшие специалисты, уже имеющие немалый опыт. Дефицит высокопрофессиональных кадров контролеров ощущается достаточно остро. Ведь требуются не только наличие опыта и профессионализм, но и принципиальность, честность, объективность.
Если говорить об эффективности работы нашей счетной палаты, то, например, по итогам прошлого года мы вернули в различные бюджеты и на счета бюджетных организаций только «живыми» деньгами в четыре с лишним раза больше средств, чем было потрачено на содержание нашей службы. А ведь еще миллионы рублей были возмещены выполненными работами.
— Надо так понимать, что абсолютно все бюджетные расходы проверить невозможно. Какая их доля подвергается ежегодному контролю и можно ли ее увеличить?
— Сегодня все органы государственного и муниципального финансового контроля проверяют в совокупности примерно 30 — 35% расходов консолидированного бюджета области. Как увеличить процент ревизируемых ежегодно бюджетных расходов? Прежде всего за счет внедрения современных методик финансового контроля. Если говорить о том, можно ли достичь стопроцентного охвата проверками всей суммы бюджетных расходов, то это нереально. Еще ни одному государству за всю историю человечества такого не удавалось.
— Но ведь, наверное, количество финансовых нарушений можно сократить и за счет профилактики?
— Несомненно. Практически всегда после завершения контрольного мероприятия мы проводим областные отраслевые совещания, на которых разбираем нарушения и ошибки, которые допустили проверенные нами организации. Ведь эти ошибки часто бывают типичными. Важно не наступать дважды на одни и те же грабли. В этих совещаниях принимают участие члены областного правительства, руководители и главные бухгалтеры учреждений конкретной отрасли.
— Тем не менее многие говорят о том, что, несмотря на все принимаемые меры, цифры финансовых нарушений не уменьшаются. Почему так происходит?
— Надо оценивать не только абсолютные цифры, но и процентное соотношение финансовых нарушений к сумме расходов бюджета. Ведь с каждым годом доходы бюджета региона увеличиваются, соответственно растет и объем расходов. За последние 3-4 года доля бюджетных средств, потраченных с теми или иными нарушениями, уменьшилась. Нецелевые расходы бюджета уже почти не встречаются.
Самая острая тема — контроль бюджетных расходов в сфере ремонта и капстроительства.
— Какие самые проблемные отрасли? Где чаще всего происходят нарушения?
— Для нас самая острая тема сегодня — это контроль бюджетных расходов в сфере ремонта и капитального строительства. Многие проверки в этой сфере выявляют нарушения на уровне от 3 до 5% от суммы израсходованных средств. В отдельных случаях этот процент бывает и выше. За последний год в области сделано немало для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. В муниципальных районах области возрождаются в структуре районных администраций отделы капитального строительства с привлечением квалифицированных специалистов. Значительно повышена благодаря принятию новых нормативно-правовых документов ответственность главных распорядителей бюджетных средств(региональных министерств) за законное и эффективное расходование бюджетных средств в муниципалитетах и подведомственных учреждениях.
— Главная ваша цель?
— Продолжать совместно с правительством Ульяновской области и депутатским корпусом работу по повышению финансовой дисциплины в бюджетной сфере. Убежден, что мы можем достичь значительных результатов в этом направлении уже в ближайшее время.
СПРАВКА «НГ»
За период с 1998-го по 2012 год контрольно-счетной, а затем и счетной палатой Ульяновской области было проведено 489 контрольных мероприятий, выявлено 1 892 нарушения.
Общая сумма выявленных нарушений за период с 2009-го по 2012 год составила 1 млрд. 643 млн. рублей. В бюджеты всех уровней возмещено 584 млн. рублей. В 2012 году было выявлено нарушений на 483,4 млн. рублей, возмещено в бюджеты 248,6 млн. рублей.