Сразу несколько акций запустил на два летних месяца Музей современного изобразительного искусства (улица Льва Толстого, 51). Интересно будет посетителям всех возрастов: пока малыши рассматривают статуэтки кошек, а подростки пробуют свои силы в искусстве граффити, знатоки посмотрят давно не демонстрировавшиеся полотна «большого стиля» и «перевернутые картины».

Напротив входа в музей к забору прикреплены щиты с рисунками в стиле граффити – это не просто «отчет» о прошлогоднем визите немецких граффитчиков и «Ночи в музее» этого года, а приглашение ульяновских детей на занятия. Они уже начались и проводятся с 15.30 до 18.00 по субботам, а также каждый второй и третий четверг месяца. По словам студента УлГУ Андрея Панфилова, ребят учат не столько технике, сколько мышлению в новой для них технике, осознанию процесса создания рисунка, пониманию динамики букв, шрифтов и самих композиций. Уже в ближайшие занятия они перейдут к практике. Клуб не ограничен временными рамками, и пока не иссякнут желающие его посещать, в него будут принимать новых художников – как уже учившихся в художественных школах, так и неопытных.

Кошка Музейка, также откликающаяся на кличку Музька и встречающая посетителей с царским равнодушием, – живой символ выставки, посвященной кошке. На витринах – 60 статуэток этих изящных животных, замерших в самых разных позах и выполненных из стекла, фарфора, дерева, сандалового дерева, китайского камня… Коллекцию ульяновцев Татьяны и Виталия Тербахов дополняют великолепные детские рисунки бывших воспитанников Карсунской ДШИ из фондов музея. Молодой сотрудник музея Лидия Ильина – автор семейной медиа-программы «Человек и кошка», посвященной образу кошки в мировом искусстве. Кстати, этот зверь присутствует и в работах нашего знаменитого земляка Аркадия Пластова, например, на портрете матери и внука. Эту выставку нужно не только смотреть, но и читать: здесь много цитат и высказываний о кошках вроде справедливых слов Уэсли Бейтса: «В доме, где есть кошка, других украшений не нужно». Музейщики рассчитывают пополнить коллекцию афоризмов о кошках высказываниями самих посетителей: их можно записать в следах кошачьих лап на плакате, который также является частью экспозиции.

Стены двух соседних залов заняли монументальные полотна так называемого «большого» (или «сурового») стиля в советской живописи 1960-1970 годов – время романтизации трудовых будней, обращения к национальным истокам. Из фондов музея достали работы корифея того времени Виктора Попкова, художников Эстонии, Азербайджана, Молдавии, Латвии.

Выставка дополнена медиапрограммой, посвященной творчеству Попкова. На втором этаже, в одном из залов постоянной экспозиции музея, впервые решено показать «Перевернутые картины». В этом зале демонстрируются две работы Сергея Романовича, художника-экспрессиониста первой половины ХХ века, представителя русского футуризма. Знатоки его творчества, бывающие в ульяновском музее, интересуются: почему музейщики не показывают обратную сторону его картин? Дело в том, что, работая в Крыму и живя без особых средств, не задумываясь о том, будут ли когда-нибудь его картины выставляться, он писал на обеих сторонах холста. И если повернуть картину, например, вертикально расположенную, окажется, что на другой стороне – горизонтальный букет, пейзаж или портрет. Рядом с двумя работами Романовича на специальных подвижных стендах выставили еще два полотна, которые удобно рассматривать с обеих сторон. Разве что придется наклониться.

Анна Школьная