Ирина АНТОНОВА
Третья Международная научно-практическая конференция, состоявшаяся в УлГТУ, была посвящена глобальной проблеме. Ее участники рассматривали взаимодействие власти, бизнеса и образования в условиях вступления России в ВТО.
Как отметил первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Пинков, в нашем регионе условия ВТО еще не так ярко проявились, т.к. продолжается адаптационный период.
– Многие специалисты утверждают, что вступление в ВТО дестабилизирует экономическую ситуацию, – сказал он. – Однако показатели социально-экономического развития региона в условиях ВТО довольно устойчивые. Прошедший 2012 год в целом был весьма успешным. Выполнены практически все основные поставленные задачи. ВРП Ульяновской области был увеличен на 4,5% – это позиционирует регион как ускоренно развивающийся.
По словам Пинкова, объем товарооборота в регионе по итогам 2012 года составил 683,9 млн. долларов. Более 51 % от внешнеторгового оборота в Ульяновской области занимают экспортные поставки. В 2012 году основными торговыми партнерами региона стали 58 стран мира.
Общий объем импорта Ульяновской области в 2012 году составил 331,7 млн. долларов (92,2% импорта пришлось на страны дальнего зарубежья), а экспорта – 352,2 млн. долларов. Из общего объема импорта региона 75% – это машины, оборудование, транспортные средства, 6,9% – продтовары, 5% – металлоизделия, 1% – резина.
Что касается экспорта, то 15,2% приходится на страны СНГ и практически 85% – на дальнее зарубежье. При этом доля первых в структуре экспорта снижается, а вторых – увеличивается (в 2012 году он составил 300 миллионов рублей). Из общего объема экспорта региона в прошлом году 54% – это стратегические товары, 38% – машины, оборудование средств наземного транспорта, 4,4% – продтовары. Наш регион импортирует 4,8% продовольственных товаров и экспортирует 4,4% – товарный баланс соблюдается.
Правительством принят план мероприятий по адаптации экономики Ульяновской области в условиях ВТО, в частности, подготовлено и распространено обширное пособие «ВТО: Перспективы и вызовы», включающее в себя все соглашения ВТО, где раскрыты принципы и основы торговой системы ВТО (он размещен на сайте Минэкономики региона). Создан и учебно-методический центр содействия адаптации к условиям ВТО.

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ СТАРЕЕТ
Во время конференции была проанализирована ситуация в основных отраслях экономики Ульяновской области: машиностроении, автомобилестроении, строительстве, сельском хозяйстве и малом бизнесе. Для этого участники разделились на рабочие группы и в виде деловой игры выявили сильные и слабые стороны своей отрасли, ее возможности и угрозы, после чего разработали мероприятия по взаимодействию власти, бизнеса и образования в условиях вступления России в ВТО.
По словам директора департамента развития реального сектора экономики регионального правительства, модератора рабочей группы автомобилестроительного кластера Александра Денисова, автомобильная отрасль развивается довольно динамично. И на глобальные процессы, которые проходят в этой отрасли, сам факт вхождения России в ВТО практически не влияет. Но, как и во всех отраслях экономики, проблемы есть. И первая – старение квалифицированных кадров, в отрасль не идут молодые специалисты. По мнению рабочей группы, собрать заказ на нужных специалистов невозможно. Из-за отсутствия заказа произошло падение престижа технических специальностей.
Александр Петрович озвучил предложения рабочей группы. Для власти – активнее участвовать в профессиональной ориентации школьников, студентов и даже детсадовцев, сфере образования – изменить процедуру поступления в вузы (например, при поступлении на технические специальности вводить преференции). Еще одна характерная проблема для этой отрасли – заниженная оценка отечественных брендов в российском обществе. Власти стоит сделать на этом акцент, подключая к данному процессу и бизнес-структуры, реально проявляя свою PR-активность и доказывая качеством своей продукции, что «произведенное в России – это лучшее». Третья проблема – низкая клиентоориентированность бизнеса. Наши автомобили должны отвечать требованиям той страны, где продаются. Для этого необходимо проведение исследовательских работ, определение потенциальных рынков сбыта (с учетом национальных стандартов).

БЕЗ БЮДЖЕТНЫХ ВЛИВАНИЙ АВИАСТРОЕНИЕ НЕ ПОДНЯТЬ
Первая проблема, возникшая в авиационной отрасли после вступления России в ВТО, по убеждению специалистов, это низкая конкурентоспособность отечественных самолетов в соотношении цена – качество, а вторая – прямой запрет государственных субсидий на производство и закупку воздушных судов.
– Но без масштабных бюджетных вливаний отрасль нам на крыло не поднять, – считает директор Самарского центра управления качеством Всеволод Колпаков. – Авиастроение Ульяновской области спасло то, что в октябре 2012 года был заключен государственный контракт с Министерством обороны на поставку новых тяжелых транспортных самолетов «Ил-76МД-90А». Теперь до 20-х годов мы можем развивать нашу авиационную промышленность на базе «Авиастара-СП». В то же время военные госзакупки правилами ВТО не регламентируются. С гражданской продукцией в отечественном авиастроении сложнее. Но в Ульяновской области развивается особая портовая экономическая зона, на которой будут созданы предприятия по производству самолетов таких компаний, как Bombardier, «Вектор». И поскольку это не противоречит правилам ВТО, мы можем воспользоваться сим условием. Важно и создание деловой площадки проведения международного авиатранспортного форума в Ульяновске.
Рабочая группа выявила и другие проблемы авиастроения. Это непрозрачность системы управления финансовыми потоками и производственными отношениями и отсутствие единой национальной стратегии устойчивого развития. Это должно решаться в тесном взаимодействии власти, бизнеса и образования.

ПЕРВЫЕ ПОТЕРИ ОТ ВТО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
За то время, что Россия находится в ВТО, значительные потери понесло сельское хозяйство, особенно свиноводы и птицеводы. Низкая господдержка, по мнению рабочей группы, у агропромышленного комплекса. Объемы господдержки сельского хозяйства России в разы уступают всем мировым странам. Так, размер господдержки на гектар в России составляет где-то 35 долларов, в США – 750 долларов, в странах ЕЭС – более 1 300 долларов на гектар. И это при том, что большая часть территорий России, в том числе Ульяновская область, находятся в зоне рискованного земледелия.
– По расчетам регионального минсельхоза, сельскому хозяйству по региональной госпрограмме надо не менее 1 млрд. рублей из областного бюджета, – отметил модератор рабочей группы, заместитель министра сельского хозяйства региона Михаил Монин.
Нехватка высококвалифицированных специалистов всех уровней – вторая проблема сельского хозяйства. В доле сельхозпроизводства большую часть занимают личные подсобные хозяйства, а их отличает низкий уровень товарности и применение ручного труда.
Очень низкая степень интенсификации, медленное развитие технологической базы предприятий, практически отсутствие сельской инфраструктуры доказывают, что российское сельское хозяйство вступило в ВТО, по сути, к этому не подготовившись.

МАЛЫЙ БИЗНЕС «КОШМАРЯТ»
Отсутствие взаимодействия между властью и бизнесом, административная незащищенность последнего, увеличение налогового бремени, недостаток квалифицированных кадров, низкая оплата труда и вообще низкий имидж предпринимательства в государстве – основные проблемы малого бизнеса, которые перечислили участники конференции на рабочей группе.
— Все это доказывает, что слово «покошмарить» присутствует в отношении малого бизнеса. Но вступление в ВТО – это импульс для его развития. Оно подтолкнет наш малый, а может, и крупный бизнес к серьезным шагам в сторону конкурентоспособности. Мы даже применили к данной ситуации такое понятие, как эффект Ильи Муромца, потому что 33 года лежим на печке, а потом, когда петух клюнет, начинаем действовать, – считает модератор группы от бизнеса Игорь Каверзин – профессор РАЕ, доцент кафедры менеджмента и маркетинга АНО ВПО «Владимирский институт бизнеса» и бизнесмен.
В итоге участники конференции предложили власти, бизнесу и образованию Ульяновской области более тесно взаимодействовать и учитывать обозначенные проблемы в дальнейшей своей работе, чтобы не просто выживать в условиях ВТО, но и развивать все отрасли экономики региона.