Или почему так часто стали падать ракеты?
Начну с выговора, который я получил от одной симпатичной особы.
Дело было так. Я рассказал в газете «Дыхание Земли» о том, как «спецы-неумехи» ремонтировали в одной из деревень Ульяновской губернии дачу моего приятеля. Понятно, что огорчений и затрат тут было немало,многое потом пришлось доделывать-переделывать.
И вот спустя пару дней после публикации раздался женский голос в трубке:
Я вот прочла ваши унылые проповеди и зверею. Хочу поспорить. Жду в кафе. Ровно в шесть.
Голос был приятный.
За столиком я увидел симпатичную девицу.
Анита, — представилась она.
И начала меня «песочить»:
Несете всякую хрень насчет стараний, усилий, работы, ответственности и всего прочего в этом духе. Утверждаете, что труд — это счастье и основа жизни. А вы опохмелились, прежде чем сказать такое? Я вот на автозаводе у конвейера торчала…Потом положила на этот завод один предмет, в Москву отчалила. Там девушки по вызову требовались…И за полгода наковыряла на пару лет безбедной жизни…
Энергичный монолог моей симпатичной собеседницы сводился к тому, что моя точка зрения на роль труда в человеческой жизни стара, примитивна и убога…..
-Вот несете: «Высшая радость человека — в работе»? С какого перепуга? Почему человек с ранних лет должен думать о том, чтобы побольше наработать на этой земле? «Береги платье снову, а честь смолоду»… «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»… Надоели все эти ваши нотации! Нудите и нудите:родители, учителя,бабка с дедом…Мне по душе другие слова: «Пейте, пойте в юности-ха! Бейте в жизнь без промаха»… Я не хочу почета и благополучия завтра. Я хочу жить сегодня, пока я молода, красива, здорова. Для меня жить — значит веселиться… А вы гнете свое: смысл жизни- в работе.
Я позволил себе реплику:
На вас что — божья благодать капнула?
Не суетитесь!- — отпарировала Анита. —Я не прошу в долг и не даю взаймы. Меня это устраивает!
И ушла. Молодая, симпатичная, увереннаяв себе и своей правоте.
А я призадумался…
Как-то пришли в корпункт «Литературной газеты» два симпатичных парня тянуть телефон. Посверлили стенку, погудели шуруповертом, пошуршали мотком проводки, пошутили. Ушли. А проводка кривоватая, глаз режет…. Но парни как бы свое дело сделали…
Еще вспомнилось: два паренька в моей деревушке Маматкозино после школы остались в селе. Один за три года освоил специальности шофера и электрика, уважаем ныне в селе. Второго куда только судьба не носила – от Камаза до БАМа. Сейчас вернулся к престарелой мамке, кое-где шабашит и совершествуется в пивопотреблении: «Начальником не стану, из кожи лезть нехрен…»
Миллионы людей работают токарями и архитекторами, врачами и трактористами. Но все работают по разному. Одни в профессию, что называется, «влезают» старательно,изо всех сил- другие лишь «правят ремесло».Трудятся вроде как на облегченном режиме, как та Анита: «Не просить в долг и не давать взаймы».
Я веду речь об отсутствии, так скажу, профессионального карьеризма. О нарастающем нежелании молодого населения России обрести авторитет мастера, знатока дела, умельца . Не становится ли ныне отношение человека к своей работе спустя рукава привычной нормой?
В России плачутся о том, что зарплаты невелики, что руководители фирм и кампаний думают лишь о своей выгоде, что страна плохо и медленно развивается. Все так. Но как мало, как редко мы задумываемся о том, что производительность труда в нашей стране в разы ниже, чем на Западе. Что работать мы ( по большому счету) не слишком любим. К трудоголикам (тем же японцам) нас не причислишь. Что профессионализм наших «спецов» весьма призрачен. Что уважаемое когда-то понятие «мастер своего дела» истерлось и забылось- особенно среди молодежи…
Тревожно. Конечно, думать об эффективности работы должны прежде всего так называемые «руководители производств». Но ведь и знающий себе цену мастер не пойдет наниматься на работу за гроши! И вольно-невольно бизнесмену придется совершенствовать свое производство, делать его более современным,высокотехнологичным,высокопроизводительным. Не такой ли «союз труда и капитала» является истинным двигателем прогресса? А хапуга-капиталист и неумеха-работник- на такой «паре» мы врад ли далеко уедем…
Конечно, конечно… В научных институтах ищут «пути для возрастания производительности труда»… Изучается психология работников, степень их заинтересованности, моральная и материальная удовлетворенность, профессиональное соответствие и так далее. Пишутся и защищаются диссертации. Ищутся, так сказать, резервы роста этой самой «производительности». Политики высшего уровня как бы проснулись- и вдруг заговорили о ценностях умелых рук и сметливых голов… А недавно еще только «менеджеров» и прославляли…
Кажется, Бальзак заметил, что вдохновение не приходит к ленивым. И потому, наверное, никакая, даже сверхнаучная организация труда не сможет победить нашу элементарную российскую лень, особенно если она основывается на философии: «Немного поработаем- и много отдохнем…» Работа не волк, в лес не убежит…» Ну и прочее в том же духе.
Суть проблемы в словах «жить» и «работать». Я думаю, не бессмысленен ли вообще этот вопрос: как работать и как жить? Разве слова «как работать» не означают и «как жить»? Миллионы людей решили этот вопрос из вопросов, ответили на него своей трудовой жизнью. Бесконечный ряд мастеровых людей,чьими стараниями .собственно, и обустраивалась страна. Эти люди были жадными до работы.И, наверное, потому перед ними не стояло дилеммы: она проклятье или необходимость? Думаю,этим вопросом не задавался и недавно ушедший от нас токарь-универсал Михаил Лимасов, чье имя олицетворяло такие понятия (ныне как бы устаревше-презрительные) как добросовестность, трудолюбие,достоинство рабочего человека..
Но не оказывается ли моя хрестоматийная проповедь менее притягательной, чем образ жизни тех, кто живет не напрягаясь?
Юность часто нетерпелива и близорука. Помню, как в десятом классе мы завидовали роскошной жизни Борьки Ветрова, сыночка начальника свияжской колонии. Он балбесничал, не учился- а его даже из школы не исключали, он всегда был «при часиках» и с дорогими сигаретами в кармане.
Потом, правда все переменилось. Колонию закрыли, папа умер,Борис освоил баян и стал подрабатывать на свадьбах. А мы в штанах с «очками» на заднице и в кирзовых сапогах «грызли науки» и…да,да- еще завидовали ему. И понадобилось много лет, чтоб мы поняли мудрость своего школьного учителя, который повторял: «Не ленитесь идти в гору: с вершины дальше видно».
Не забываем ли мы подчас об этой истине? Не слишком ли популярной стала среди иных поговорка: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет»? Не привыкают ли некоторые жить словно бы по закону сохранения энергии? Со всех сторон слышится: «Погуляй, сыночек, еще наработаешься в жизни», «Отдохни перед армией», «Не лезь из кожи, Ваня, на жизнь хватает, а здоровье дороже»… И вот полный сил здоровяк работает или учится вполсилы, экономит калории. Но уж на отдыхе — тут он бьет, так сказать, в жизнь без промаха. Прямо как наша Анита.
Французы называют ранний утренний час «Бонэр» – прекрасный. Молодость — это утро жизни. Но ведь есть еще полдень и вечер. И разве рассвет — не самое время задуматься о том, как собираешься прожить предстоящий день? Речь идет не только о выборе профессии. Речь о том, чтобы делать любую свою работу увлеченно, заинтересованно, чтобы труд стал потребностью. Вот где «зарыта собака»…
Увлеченность делом не приходит сама собой. Требуется и воля , и вера в себя. Но как часто человек двадцати лет от роду, успевший сменить уже не одно место, произносит обреченно: «Не найду я дела по душе». Ну а если знакомство-то с делом шапочное? Если до волшебного пера жар-птицы — до вершины мастерства еще шагать да шагать?
Я немало видел увлеченных своим ремеслом слесарей, токарей — мастеров своего дела, которые искренне не понимали, как можно халтурить, ловчить, выполнять работу плоховато, сдавать ее с недоделками… Но таких людей- по моему, становится все меньше и меньше..Кажется, в российском обществе крепнет совершенно иная точка зрения на труд. Вот, например, что услышал я однажды от молодого сварщика:
– Ваши рассуждения о счастье, обретенном в труде, — блажь. А в жизни все зависит от доброго дяди или от папиного кошелька. Так что не сочиняйте красивых историй о розовом билетике на счастье, найденном якобы в труде…
Конечно, люди старшего поколения могут возразить ему. В романе писателя-геолога Олега Куваева «Территория» рассказывается о героическом и повседневном труде поисковиков.Так вот, один из героев говорит: «Только для плебеев счастье — лежать вверх задницей и ничего не делать». Сказано грубовато, но по существу. И так же ( к счастью) тысячи людей еще продолжают считать, что любое дело является основой человеческого существования – но отнюдь не надоевшим хомутом, сбросить который с шеи не позволяет лишь страх перед голодом и наготой.
Но…в сегодняшнем мире что-то меняется. Как-то была устроена в Амстердаме ( в столице самых трудолюбивых людей Европы!) необычная «тусовка». Тридцать тысяч (!) тунеядцев собрались, чтобы коллективно повалять дурака с лозунгом: «Мы — цветы жизни. И потому не хотим утруждать себя работой».
А неподалеку от плаката стояли девицы, собиравшие для всего этого «освобожденного от труда» сброда подаяние : одежду, сигареты, обувь… Нуждались-таки эти лентяи в плодах так ненавистного им труда!
А если бы все люди, все человечество всегда боялось переработать лишнего! Мы бы, пожалуй, еще при лучинах сидели, а?
Конечно, в жизни случается всякое. Не будем чрезмерными оптимистами. Но настораживает (лично меня) то, что все заметнее и заметнее в родном Отечестве утверждение какой-то развесело-развязно-незадумчивой жизни,основанной отнюдь не на присяге ТРУДУ — а на чем-то совершенно другом…
Или я ошибаюсь? Но почему тогда у нас все чаще м чаще не взлетают ракеты?Тонут теплоходы с пассажирами… Горят дома престарелых… Зарастают бурьяном поля… Мечтают побыстрее умереть пенсионеры…Разрушаются через три месяца после постройки дороги…
Ну и так далее.
В чем дело-то, господа-товарищи?