23 июня на одной из ульяновских турбаз произошло событие, щедро пролившее целую бочку меда на сердце каждого рок-фаната: здесь дал концерт Борис Гребенщиков! И не один, а вместе со старыми боевыми товарищами.
По всей видимости, дело было так. Некие не совсем бедные представители бизнес-сообщества решили сделать приятное своим друзьям и, возможно, по поводу какого-то юбилейного события, пригласили выступить БГ. А чтобы не сидеть перед знаменитой группой вшестером, принимающая сторона просто раздала пригласительные билеты (представьте себе, бесплатно!) ульяновской молодежи. Молодые любители рока, для комплекту не забыв прихватить меня, дружно прыгнули в нанятый автобус и в прекрасном настроении покатили по указанному адресу.
Я третий раз еду на концерт БГ. Как обычно, загадываю, что бы мне хотелось услышать. И только выезжаем на «восьмерку», внутри сам по себе начинает раскачиваться блюзовый ритм «Псалма 151»:
«Я видел – Моисей зашел
по грудь в Иордан… Теперь меня не остановить! Время собирать
мой черный чемодан. Теперь меня не остановить…»
Интересно, будет БГ ее исполнять?
В марте нынешнего года Борис Борисович огорошил поклонников заявлением: «он уходит под радар» и «становится партизаном». Не все поняли, что конкретно имелось в виду, но поклонники сильно забеспокоились: человек он сам по себе загадочный, мало ли! И хотя музыкант потом пояснял, что просто он намерен меньше появляться на больших концертах, – «осадочек-то остался»…
…И вот – невысокий бревенчатый зал ресторана турбазы. Официанты в русских народных костюмах. На сцену так и просятся лихие гармонисты и балалаечники, с притоптыванием и присвистом выдающие «Камаринского».
Всего в зале – чуть больше ста человек. Конечно, не стадион, но зато – истинные братья по разуму. Не те, кто может, а те, кто хочет слушать любимых музыкантов.
«Аквариум» выходит без промедления. Четыре человека во главе с лидером – классический состав школьного ВИА. БГ – весь в ярко-красном: джинсы, рубашка, шейный платок. На бандане – адамова голова. Борода уже не заплетена в длинную косичку, а просто аккуратно пострижена, как у немолодого боцмана.
Вместе с «запевалой» – клавишник Борис Рубекин, гитарист Алексей Зубарев, ударник и перкуссионист Олег «Шар» Шавкунов. Все они играют в «Аквариуме» уже почти двадцать лет – с середины 90-х.
Жаль, что не приехал скрипач Андрей Суротдинов со своим электронным инструментом. Видела я в Москве на концерте и виолончелиста Всеволода Гаккеля, но он, к сожалению, уже давно официально не входит в состав группы. Нет еще одного гитариста, Игоря Тимофеева, играющего также на саксофоне и прочих инструментах. Нет барабанщика Лиана Брэдли и Брайана Финнегана (флейта). Зато есть «домовой», который обеспечивает музыкантов водой и полотенцами, а также приглядывает за шнурами. И, конечно, есть высококлассный специалист за пультом.
Поздоровавшись и отметив своеобразие помещения, Борис Борисович грянул «Русскую тоску». А потом – как вы думаете? Конечно, «Псалом…» Ура! Угадала!
Говорят, в клубах Гребенщиков играет то, что ему хочется в данный момент. Например песни с самых первых альбомов. И на нашем концерте не обходится без «ретро». «Блюз простого человека» аж 1978 года выпуска! Он звучал в альбоме БГ и Майка Науменко «Все братья – сестры». Бессмертная песня «Рок-н-ролл мертв» – из альбома «Радио Африка» 1983 года. Затем – «Я – змея…» Не из самых первых, но все-таки 80-е годы. Да, альбом «Дети декабря», 1986-й. Тоже приятно!
Что пели нового? «Огонь Вавилона» из альбома «Архангельск» 2011 года. А также «Палёное виски и толчёный мел» – эта песня еще не вошла в сборники.
Не было, видимо, у мэтра в этот вечер игривого настроения. Как потом оказалось, народ жаждал услышать «Пьяного матроса», «Мешая водку гвоздём», «Стаканы», «На ход ноги» и даже «Козлодоева». Ан нет! Борис Борисович представил серьезные, весомые вещи «среднего возраста»: «Небо становится ближе», «Елизавету», «Навигатора», «Максима-лесника», «Валентинов день»… С прекрасными, богатыми аранжировками, с виртуозными сольными партиями инструментов.
Весь зал вместе с БГ пел «Человека из Кемерова», «Гарсона №2», «Не пей вина, Гертруда!»… Что тут скажешь? – Братья по разуму.
Борису Гребенщикову осенью исполнится 60 лет. Мудрый поэт прекрасно знает, когда нужно биться, когда – ждать, а когда – молиться. Поэтому нет ничего странного в том, что в данный момент автору хочется побольше быть в студии, а поменьше – на широкой публике.
На концерте в Ульяновске как-то нечаянно получилась у «Аквариума» неплохая шутка. Закончив композицию, БГ спрашивает музыкантов: «Так. А теперь что будем петь?» И кто-то из них не теряется: «Как что? Песню!»
Понимаете: чтобы она была, новая песня, нужно много думать и многое перечувствовать…
Ольга РОНЖИНА
ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ
Известно, что музыканты очень не любят пиратских записей их концертов. Поэтому каждый раз в песнях меняют одно-два словечка – чтобы засечь, на каком концерте была сделана запись.
Так вот, в Ульяновске были следующие опознавательные знаки. В том же «Псалме 151» -«наш царь зашел по грудь в Иордан» и «ему милее запах сапог и кобуры». Если услышите такие поправки – знайте: это концерт в нашем городе и, скорее всего, контрафакт (если только «Аквариум» сам не решит выпустить запись этого концерта).