Олег Долгов
Владимир Путин провел совещание о состоянии и перспективах развития ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), в ходе которого обсуждались меры по развитию гражданского сегмента отечественного авиастроения. В частности, рассматривались возможные механизмы финансовой поддержки производителей и покупателей отечественной гражданской авиапродукции.
Президент отметил, что государство уже оказывает большую поддержку авиапрому, финансируя разработку пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21, причем первый уже эксплуатируется в ряде российских и иностранных авиакомпаний. (Линейка МС-21 все еще не имеет реального образца.) Куда лучше обстоят дела в военном авиастроении. Российские боевые машины конкурентоспособны на мировой арене. Идут испытания сразу нескольких самолетов пятого поколения Т-50, а в прошлом году первый полет совершил новый транспортник Ил-476. На военную технику много твердых заказов от Российской армии и вооруженных сил других государств, а вот на российские самолеты гражданского назначения такого спроса нет.
При этом выпуск самолетов вырос с 2007 года в два раза, в прошлом году было собрано 104 машины по всей авиационной линейке, а на сегодняшний день общий портфель заказов корпорации превысил один триллион рублей.
«Важнейшая задача, – сказал глава государства, – существенно нарастить объем продаж российских самолетов, потому что солидный пакет заказов – ключевая гарантия долгосрочного и устойчивого развития. Знаю, что наши авиастроители неплохо проявили себя на недавнем международном авиасалоне во Франции. Российская техника продемонстрировала свои сильные стороны. Были подписаны крупные соглашения по поставкам гражданских самолетов. Чтобы поставить эти сделки на поток, нужна грамотная, современная работа с заказчиками, эффективные финансовые инструменты, сопровождение таких соглашений. В этой связи считаю необходимым создать системный механизм поддержки продаж отечественной авиационной техники, ориентированный не на единичные сделки, а на постоянную работу с покупателями, с клиентами, причем как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Предлагаю сегодня проанализировать этот вопрос. По итогам прошу подготовить конкретные предложения.
И второе. Инвестиционный цикл производства самолетов достаточно длительный, а это значит, что важно создать солидный запас финансовой прочности для предприятий авиапрома, выстраивать их работу так, чтобы избежать непомерной долговой нагрузки и финансовых разрывов. Я прошу правительство проработать соответствующие меры и представить свои предложения по этому вопросу».
После совещания вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что правительство в ближайшие дни определится с объемами финансирования авиационной отрасли.