Регулярные выставки-ярмарки хендмейда – произведений ручного труда показывают, насколько разнообразными стали виды рукоделия.

Современные женщины – и даже мужчины – не только шьют, вяжут и вышивают, но и создают очень интересные, необычные вещи из бумаги, глины, стекла… А на днях в музее «Столярная мастерская» (улица Ленина, 76а) открылась выставка трех ульяновских мастериц, профессионально занимающихся валянием из шерсти.

Алла Лебедева, Ольга Никандрова, Марина Чемидронова валяют вовсе не валенки, а красивые и изящные вещи – игрушки, одежду, украшения. Лучшие шапочки и береты в Ульяновске делает Марина. Алла профи по изготовлению тапочек.

Ольга всю семью одела в войлочные жилеты и жакеты. Женщины охотно рассказывают о своем увлечении, но, как любые мастера, всех секретов не раскрывают.

Хотя шерсть – материал послушный, словно пластилин, валяние процесс долгий и требующий немалых физических усилий. Ольга говорит, что участники ее мастер-классов даже бывают разочарованы тем, что с первого раза не получаются шедевры, а после пары часов работы над небольшим цветочком руки опускаются от усталости.

Зато результат получается – выше всех ожиданий. Тапочки «от Аллы» не снашиваются годами. Она всегда советует подшивать подошвы кожей, но заказчики ленятся и говорят, что даже после года активной носки тапки не протираются. Ольга показывает образец, по которому видно, сколько слоев войлока составляют обувь. Причем вес готовой тапочки граммов 300, которые на ноге вообще не ощущаются. Но гораздо популярнее тапок среди заказчиков – детские пинетки. Они не продуваются, и если ребенок их промочит, а мама сразу не заметит, то все равно сохраняют тепло. Вот это замечательное качество войлочной одежды – она не промокает.

– Шерсть, как и волос, отталкивает влагу, вода просто соскальзывает с одежды, – поясняет Алла.

– Вы можете попасть в сильный снегопад, а потом зайти в помещение, стряхнуть снег – и ваша шапочка абсолютно сухая! – добавляет Ольга.

Прежде чем рассказать еще об одном удивительном свойстве войлока, Ольга сминает берет в комок, а затем снова надевает его на манекен – на берете нет ни одной складки. Изделия из войлока не мнутся. Но, добавляют мастерицы, все эти качества будут только у равномерно и плотно увалянной вещи.

А для этого шерсть аккуратно раскладывают на ровной поверхности, тонкими прядками, смачивают теплой мыльной водой. Возьмешь холодную воду – шерсть просто не сваляется, горячую – соберется в плотные комки, которые уже не разровняешь. Кстати, свалянная вещь – всегда гарантия изделия из натуральной шерсти: у синтетического волокна просто нет чешуек, которые бы под воздействием теплой, влажной щелочной среды раскрывались и сцеплялись между собой, образуя своеобразное полотно.

Увлечение это затратное: чтобы получилась красивая, тонкая, неколючая одежда, нужна особо обработанная шерсть, какую в России пока не производят. А если мастерица хочет использовать в изделии еще и ткань, то лучше всего подходит натуральный шелк, причем расход его гораздо выше, чем при шитье. Например, для жакета на стройную женщину 44 размера потребуется метров восемь! При валянии шерсть – а вместе с ней и ткань – дает «усадку» на 30-70 процентов. Чтобы предупредить возможность еще большей усадки одежды после стирки, Алла надевает ее на того, для кого она предназначена, и «подваливает»: под воздействием тепла человеческого тела полотно принимает его форму и лучше «садится» по фигуре.

Для того чтобы украсить валяное полотно, шерсть красят, смешивают прядки разного цвета, дополняют фактуру декоративными элементами.

«Кудрявыми» прядками подчеркивают «натуральность», пуская их по краям, словно бахрому. А на прощание мастерицы рассказывают о настоящей художнице в валянии – Ирине Андреевой, на мастер-класс которой им не удалось попасть. Она валяет из грубой шерсти отечественных производителей и создает удивительные вещи. Например, пианино в натуральную величину. Но главные персонажи в ее творчестве – девочка и кошка, вокруг которых Андреева создала целый мир: бабушкин домик в деревне, в котором все войлочное даже пельмени и телевизор. Один ценитель хендмейда из-за границы купил целую композицию – беременную кошку с четырьмя котятами внутри и войлочный «снимок» УЗИ этой кошки. А для полноты картины заказал и рыжего «отца» семейства.

Анна Школьная