ЛЮБОВЬ ЧИЛИКОВА
Как Ленин и СССР помогают привлечь туристов и инвесторов.
Власти Ульяновской области стараются развивать систему гостеприимства, считая ее важной составляющей в инвестиционной привлекательности региона. В свою очередь, развитая система гостеприимства способствует развитию туристического кластера региона, который в будущем может заинтересовать внешних инвесторов в санаторно-курортной сфере и в реализации проекта музея СССР.
Система гостеприимства региона, как ни странно, играет немалую роль в инвестиционной привлекательности региона. Так считают специалисты ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» (КРУО). «Первое впечатление о регионе у представителей инвестора как раз складывается от аэропорта, в который он прилетает, от таксиста, который его довезет, от гостиницы, в которой он разместится, и ресторана, в который он придет поужинать. Часто впечатление об экономической развитости региона формируется не от тех таблиц с экономическими показателями, а по развитости индустрии гостеприимства. И нередко оно играет важную роль при принятии решения о вхождении в регион. Это один из главных мягких, но существенных факторов», — отмечает исполнительный директор Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин. Недаром одной из задач КРУО еще недавно было привлечение инвесторов в проекты по развитию системы гостеприимства. Корпорация совместно с властями региона и областного центра занималась формированием комфортной среды проживания в областном центре.
Сегодня во многом эти функции переданы областному государственному учреждению «Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма и сервиса». В КРУО это считают логичным, «поскольку туризм и система гостеприимства неразрывно связаны между собой». «По мере появления здесь инвестиционных проектов увеличивается количество бизнес-туристов, в эти отрасли начинает вкладываться малый бизнес, появляются частные гостиницы, новые ресторанчики, а это уже становится привлекательным для обычных туристов. По сути, сейчас деловой туризм — основной двигатель туристической отрасли в регионе. Но совершенствование для него уровня сервиса и системы гостеприимства станет катализатором роста и общего турпотока», — заметил господин Васин.

Положение обязывает
Ульяновская область, несмотря на скромную долю туризма в ВРП (0,6% в 2010 году и 0,9% в 2012 г.), намерена активно развивать туристический кластер, имея для этого все основания: удобное географическое положение на Средней Волге, жаркое лето, снежная зима, минеральные источники, красивая природа, богатое культурное наследие, огромное количество знаменитых земляков и желание вернуть региону прежний турпоток, каким он был 30-40 лет назад, когда родину Ленина ежедневно посещали 40-50 туристических групп со всего света, более миллиона туристов в год.
После развала СССР интерес к личности его основателя Владимира Ленина упал, и Ульяновск оказался в туристическом вакууме. В 2010 году московская компания Stas Marketing Partners (SMP), работая над созданием бренда Ульяновской области, пришла к выводу, что регион внешне в основном воспринимается как сохранивший многие советские традиции и как промышленный центр, однако не имеет четкого туристического позиционирования.
В последние годы ситуация начала меняться в лучшую строну. По данным отчета правительства за 2012 год, в прошлом году регион посетили 250 тыс. российских и около 6 тыс. иностранных туристов. Это наилучший результат за последние годы. В 2010 и 2011 годах россиян было 70 тыс. и 150 тыс. соответственно, а иностранцев 3,5 тыс. и 4 тыс. человек.

Дело с комфортом
В то время как в регионе культурно-познавательный туризм составляет 22%, оздоровительно-рекреационный — 25%, доля делового туризма самая большая — 43%. «В каждом авиарейсе на Ульяновск вы обязательно увидите иностранцев — немцы, японцы, итальянцы, словены, французы. Поток этот сформирован. Если сравнить количество «наших» и «ненаших» пассажиров, то соотношение примерно 70 на 30. Треть — это иностранцы», — поясняет директор Корпорации развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов. С увеличением приезжающих в город деловых людей сразу стал ощутим дефицит хороших гостиниц — в 2009 году в городе было всего три крупных гостиницы — «Венец», «Волга» и «Октябрьская» с общим номерным фондом чуть более 400 номеров, к тому же сильно отстающих по качеству от мирового уровня. Затем началось рас-ширение гостиничного фонда, которое продолжается до сих пор, в том числе, и самого высокого класса (появился, например, пятизвездочный парк-отель «Империал Клаб Делюкс».
Начался бум строительства мини-гостиниц. За два-три последних года в городе открылось около десятка мини-отелей на 10-20 номеров. «Недавно начали строить магазин, но потом решили переделать его в отель. Раньше было бы наоборот», — отметил господин Гайнетдинов. Гостиницы предлагают номера всех уровней комфорта от стандартных до люксов и апартаментов. Есть также новые отели эконом-класса — на центральной улице Федерации появился хостел с номерами от 500 рублей в сутки.
Другой российский тренд — расширение сетей мировых отелей — тоже не обошел Ульяновск. В конце 2010 года представители Hilton Worldwide, одной из крупнейших международных компаний в сфере гостиничного бизнеса, заложили в центре Ульяновска первый камень в отель среднеценовой категории Hilton Garden Inn на 175 номеров. Строительство, в которое уже вложено около 2 млрд рублей, осуществляет самарская компания «Авиакор». В этом году гостиницу планируется сдать компании Hilton для тестовой эксплуатации. Кроме того, международная компания Marriott International к концу 2015 года построит в центре Ульяновска отель Marriott, объем инвестиций в проект составит 550 миллионов рублей. Соответствующее соглашение в этом году подписали представители компании Marriott и застройщик ООО «Нью Сити».
«Бизнес-поток в Ульяновскую область ежегодно растет на 20-25%. А учитывая то количество крупных международных мероприятий, которые уже проводятся в регионе, потребность Ульяновской области в гостиницах такого высокого уровня будет только увеличиваться», — отмечает губернатор Сергей Морозов.
Как заявил министр стратегического развития и инноваций Александр Смекалин, на сегодняшний день отель, аналогичный Marriott, также необходим бурно развивающемуся микрорайону авиастроителей. Но даже с введением этих двух мировых отелей потребность в гостиницах в Ульяновске останется, этот рынок пока не насыщен, считает господин Гайнетдинов. «Развитие делового туризма в течение последних 5 лет требует новых средств размещения — к нам устремился поток сотрудников и глав множества российских и иностранных компаний, проводятся международные форумы. Только одна Международная IT-конференция «Стачка» собрала более 3000 участников», — отмечает вице-премьер Татьяна Дейкун.

Восстановление по-русски
25% туристов, отдыхавших в Ульяновской области в 2012 году, предпочли рекреационный (восстановительный) туризм. К развитию оздоровительного туризма в регионе располагает сама природа. Здесь нет морей, высоких скалистых гор, но есть прекрасные Сенгилеевские горы — «маленькая Швейцария», сосновые боры, Волга, минеральные источники. Одним из сильнейших операторов на этом рынке является санаторий имени Ленина, расположенный на природных источниках знаменитой минеральной воды «Волжанка».
«Во внутреннем туризме мы наблюдаем неплохую динамику. У нас есть большое количество мест для семейного и корпоративного отдыха и много желающих туда поехать. Попробуйте заказать базу — это надо делать за месяц», — отметил господин Гайнетдинов. Предприниматели все активнее осваивают эту нишу, строят парк-отели, базы отдыха. В туристский комплекс «Русский берег» можно отправиться в качестве агро-туриста. Становятся модными конные прогулки, а также туризм с элементами экстремального отдыха — катание на квадрациклах, снегоходах, «Волга зимой — это огромное шоссе». Всего в регионе сейчас около 40 объектов рекреационного туризма.
«С нашими великолепными просторами русской реки Волги реализуются несколько проектов в разных точках по побережью, — отмечает господин Гайнетдинов. — Через год-два-три они «выстрелят», ведь предприниматели сейчас хотят не просто построить домик и поставить столик. Каждый придумывает свою «фишку» — домики над водой, яхтный туризм, горнолыжная база».
По словам Татьяны Дейкун, правительство области в рамках целевой программы развития туризма на 20112015 годы оказывает поддержку развитию новых туристических проектов, подводя инженерные сети, строя дороги. В итоге на 12 млн вложенных бюджетных средств привлечено в сферу туризма 83 млн частных инвестиций.

Ленин с нами
С точки зрения культурно – познавательного туризма Ульяновск в советский период был, можно сказать, моногородом. Ехали на Ленина. Поэтому вместе с уходом в прошлое Советского Союза туда же отправился и «красный» туризм. Сегодня государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина Ленина» (в его состав входит 16 музеев), не столько рассказывает о вожде пролетариата, сколько о жизни старого Симбирска. По мнению экспертов, музей-заповедник первый поставил использование историко-мемориальной зоны на коммерческую основу и за короткое время смог убедить туроператоров в необходимости снова включить Ульяновск в круизные маршруты. Кроме того, туристов начинают вновь привлекать знаменитые россияне, чья жизнь была связана с Симбирском (с 1924 года Ульяновск) — автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин, писатель Иван Гончаров, создавший бессмертный и симпатичный образ Обломова, «певец русской деревни» — художник Аркадий Пластов, поэт и герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов и многие другие. С каждым именем Ульяновская область связывает далеко идущие планы.
Но главный все-таки связан с СССР. К предстоящему 100-летию со дня образования Советского Союза готовится самый амбициозный ульяновский проект в сфере туризма — национальный Музей СССР. Еще в 2006 году Ленинский мемориал, потерявший посетителей после перестройки, задумался над обновлением экспозиции и разработал концепцию музея советской эпохи, но реализовать замыслы не получилось из-за отсутствия финансирования. Сегодня идея поддержана на федеральном уровне. В мае прошлого года проект Музея СССР принял участие в финале конкурса лучших туристских брендов России Gold Brand (в рамках Московской международной ярмарки путешествий MITF-2012) и занял первое место (из 72 заявок).
По мнению директора Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма и сервиса Сергея Лаковского, Музей СССР «станет главным магнитом для туристов». «Этому продукту не будет конкурентов. Санкт-Петербург — имперский период, Золотое кольцо — средневековый. А Ульяновск мог бы взять тему советской эпохи, стать ее своеобразным центральным «депозитарием». Она интересна и западным туристам, и туристам с Востока, в том числе из Китая. И школьникам, и пенсионерам. Это будет имиджевый проект для России», — подчеркивает господин Лаковский.
Проект выходит далеко за рамки Ленинского мемориала, включая в себя строительство новых зданий и реконструкцию существующих. Например, будет преобразована гостиница «Советская», появится детский интерактивный научно-познавательный центр, экспериментариум, будет возрожден некогда великолепный парк Дружбы народов.
В конце апреля проект Музея СССР поддержало Министерство культуры РФ. Далее ожидается формирование оргкомитета. Ульяновцы надеются, что к воплощению идеи подключатся бывшие республики СССР.
По словам Лаковского, объем работ будет сопоставим с тем, который был в 1970-е годы, когда Ульяновск был полностью преобразован к 100-летию Ленина.
Член совета по культуре при президенте РФ, профессор Высшей школы экономики, телеведущий Александр Архангельский считает, что Музей СССР будет интересен и россиянам, и иностранцам, «если он не будет мифологизировать СССР», а будет строиться «по пути накопления памяти». «На миф аудитория тоже найдется — будете возить китайцев, лет на 10-15 музейный рынок обеспечен. Но если это музей советского опыта, то сюда будут приходить все», — сказал эксперт.
В правительстве области полагают, что с реализацией проекта общий тур-поток в Ульяновск вырастет до 1,5 млн человек.
По мнению исполнительного директора КРУО, проект может стать привлекательным и для частных инвестиций. «Мы обязательно подключимся к его развитию, чтобы помочь зайти в проект крупным частным инвесторам», — заметил Сергей Васин.