Настоящий «Летучий голландец» – тоже голограмма.
В Ульяновском областном краеведческом музее имени И.А. Гончарова работает выставка голографии «Ожившие картины».
Голография – один из самых загадочных и завораживающих видов искусства, его недаром называют чудом XXI века. Эти «черные квадраты» как бы затягивают в себя, призывая вглядываться в них все пристальней и пристальней…
Голография, метод получения трехмерных изображений в кино или на фотопленке, изобрел английский физик венгерского происхождения Деннис Габор. Он основан на использовании интерференции световых волн. Проект существовал только на бумаге, пока не создали лазер. Такие изображения казались объемными и совершенно реальными. В 1971 году за изобретение голографии Габору была присуждена Нобелевская премия по физике. Кстати, популяризатором метода голографии был не кто иной, как знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Он познакомился с Габором и его изобретением и заявил, что «этот вид искусства слишком хорош, чтобы дать ему погибнуть».
– Великий мэтр оказался совершенно прав, – рассказывает директор выставки «Ожившие картины» Константин Денисов. – Ведь, по сути, современная голограмма представляет собой не что иное, как трехмерное изображение предмета. Это открывает необычайно широкие перспективы использования голографии в сфере демонстрации различных музейных экспонатов. Вот, скажем, голографическое изображение знаменитой Гаймановой чаши, которая вместе с другими предметами, извлеченными из скифского захоронения в Запорожье, хранится сейчас в музее Украины. Разве можно было бы привезти ее в Ульяновск? А наши украинские коллеги сняли с нее и с других экспонатов голографические копии, и теперь у посетителей нашей выставки есть возможность увидеть трехмерную копию реликвии.
Еще одна изюминка выставки – голографическая копия знаменитой модели самого мистического парусного судна всех времен и народов – «Летучего голландца». Эту копию делали по личному указанию Петра I. По легенде, Петр повелел одному из своих колдунов (некоторые называют небезызвестного Вильяма Брюса) заключить в эту копию «эманацию темных сил» – или, как говорят сейчас, отрицательную энергию. Между прочим, музейщики – люди суеверные, и эта копия постоянной «прописки» на всеобщее обозрение в Эрмитаже так и не получила. Ее периодически выставляют, а потом прячут от греха подальше, поскольку считается, что даже стоять с ней рядом небезопасно.
– А голограммы сохраняют эти «отрицательные эманации»?
– Между прочим, голограмма отображает энергетику копируемого объекта на восемьдесят процентов. Считается, что у фотографии эта доля всего пятьдесят. Что касается именно этой голограммы, то мы показывали ее одному экстрасенсу. Он наличие излучений подтвердил и сказал, что это, конечно, не смертельно, но долго стоять перед этой картиной он тоже не советует… А магнитное поле перед этой голограммой выдало искривление. Кстати, вы знаете, что сам «Летучий голландец – это, скорее всего, тоже голограмма, только природная?
– ???
– Помните, у Гауфа – корабль призраков. Это же законы оптики. Если небо чистое, море тихое, а с экологией тогда все в норме было, то когда луч солнца падал под определенным углом, в облаках появлялось перевернутое изображение корабля, которое было видно за многие десятки километров. Принцип линзы, понимаете? И моряки видели корабль, как бы парящий в небе. Вот так и возникают легенды.
Оксана Сивкова