В прошлом году Ирина Антонова, много лет возглавлявшая Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, приезжала в Ульяновск на международный культурный форум. И на одной из встреч сказала замечательные слова: «Мы живем, как я это называю, в век репродукций. Все больше уходит подлинное. На первом плане – везде и во всем – репродукции»…
К сожалению, в правоте этих слов приходится иногда убеждаться и в наших музеях, когда в них возникают невнятные, непонятные и даже архаичные выставки. А уж если такое происходит в музеях, в которых существуют богатейшие собственные фонды, становится непонятно вдвойне.
Вот, скажем, на днях в областном краеведческом музее имени И.А. Гончарова открылась выставка голографии «Ожившие картины». В экспозиции – 50 голограмм, выполненных оптическим университетом имени С.И. Вавилова из Санкт-Петербурга. Нам предлагают познакомиться «со знаменитыми шедеврами из запасников Эрмитажа, Кунсткамеры, Военно-морского музея Петербурга, Зоологического музея МГУ». Например, с морским палашем (клинком) великого князя Константина Николаевича, женскими украшениями Киевской Руси XII-XIII веков, золотом скифов, столовыми приборами Суворова, чернильницей XVIII века. То есть не с ними, конечно, а с их изображениями. А еще посмотреть на «портреты» собачки, кошки, дракона и стрекозы и увидеть, как выглядит памятник Петру I в Астрахани.
Художественная ценность всех этих предметов велика, но только, так сказать, в натуральном виде. Конечно, мало кто поедет, скажем, в музей исторических драгоценностей Украины, чтобы увидеть колты звездчатые (это такие женские браслеты). Но многие с большим удовольствием полюбовались бы на украшения или оружие, посуду или предметы быта разных веков, которые хранятся в немалом количестве в фондах нашего краеведческого музея. И большое их количество ни разу не выставлялось! Неужели у нас в запасниках нет старых чернильниц, старинных монет или орденов? Говорят, не хватает площадей. Но почему же этих площадей хватает на выставку не экспонатов, а их изображений? Только потому, что они из Санкт-Петербурга?
Напомню, что голография – иллюзорное объемное изображения какого-либо объекта. Короче, обман зрения. Или, если хотите, та же репродукция. Идея голографии родилась в 1948 году, разработана технически в 1970-х , а уже в 1980-х выставки «оживших картинок» бойко разъезжали по всем музеям страны. В этой связи вызывает искреннее недоумение афиша возле музея, на которой написано: «Сенсация года!!!». Во времена, когда 3D-фильмами и 3D-играми никого не удивишь, это уже позавчерашний день.
В том же зале странно соседствует с голограммами выставка комиксов знаменитого датского художника Херлуфа Бидструпа (разумеется, это копии его работ). Зачем нужно было размещать их рядом, в одном зале? Выставки сошлись случайно? Связи между ними никакой. Эти экспонаты даже разного освещения требуют. Логичнее было бы дополнить голографическую экспозицию экспозицией предметной. И в конце концов, какое отношение комиксы Бидструпа, равно как и экспозиция голограмм, имеют к краеведческому музею?
Выставка будет работать до октября. Еще успеете убедиться в грустной правоте слов Ирины Антоновой.
Ольга САВЕЛЬЕВА