ХХХХ фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина прошел в Самарской области с 4 по 7 июля. В этом году юбилей привлек 57 тысяч любителей авторской песни со всей страны, в том числе и жителей Ульяновской области.
ЕДУ, ЕДУ, ЕДУ Я…
Для меня этот фестиваль стал уже четырнадцатым. Отправиться удалось только вечером в пятницу. Собрались мы ехать на специально организованной маршрутке, которая должна была довезти нас до поляны. Но даже с отличной организацией бывают неполадки. Мы прождали транспорт целый час.
И вот наконец-то долгожданная маршрутка пришла! Забираюсь в самый конец салона. И погружаюсь в мучительные размышления о том, на какую же поляну отправиться? Напомню: несколько лет назад между организаторами фестиваля разгорелась ссора, после которой они разделились, и каждый начал тянуть одеяло на себя. Права на обладание Грушинским фестивалем имеет Борис Кельман. Сам организатор после судов переместил основные действия на Федоровские луга, хотя раньше фестиваль проходил на Мастрюковских озерах. Сейчас на “озерах” новый фестиваль – “Платформа им. Валерия Грушина”, который позиционирует себя как продолжение былого фестиваля.
Из-за такого разделения еще около шести лет назад начались “не-понятки”, Люди стали выбирать, куда ездить: на “Федоровку” или на “Мастрюки”? Этот выбор коснулся и нашего лагеря. Его раскидало по разным полянам, расстояние между которыми – три станции на электричке.
В СТОРОНУ РАДУГИ
После долгих переговоров и размышлений решила: останусь на Федоровке, а на Мастрюки съезжу в гости. Даже “глухая” пробка, образовавшаяся на въезде в Тольятти, не переубедила меня. И вот водитель говорит: “Приехали! Разгружаемся!” Налегке выпрыгиваю из транспорта, разминаю затекшие ноги (ехали больше четырех часов и ни разу не остановились для прогулки). Вот он, Грушинский фестиваль! Запах костров, гул голосов, звуки от эстрад и кваканье лягушек.
Сбросив вещи в лагере, отправляюсь в путь на Мастрюки. Меня сразу поражает новая сцена, на которой показывают фильмы. Когда мы проходим мимо, на экране идет “Высоцкий. Спасибо что живой”.
Мы в пути уже минут десять, а до лагеря еще далековато, ибо расстояния там немаленькие. И вот до моих ушей доносится:”Пора поднять мачту,
натянуть паруса, Вот только кто бы мне скомандовал:
“Полный вперед!” Тогда я попробовал выбраться сам!”
Конечно же, это Андрей Козловский. С последним визитом он был в Ульяновске давным-давно. Его песня создает прекрасное настроение и определяет девиз этого фестиваля для меня.
Добралась я до лагеря около 12 часов ночи (из Ульяновска выезжала в 16:30). Встретили радушно, после обстоятельной беседы повели на экскурсию. До боли знакомая поляна покорила новыми сценами. Обратила внимание на две: “Победа” и “Остров”. На первой играют песни военных лет. Вторая – альтернативная эстрада, привлекающая массу экстравагантных исполнителей. Возвращаемся в лагерь в четыре утра и ложимся спать, около семи должна прийти электричка.
…Очнувшись от криков, доносящихся из соседнего лагеря: “Доброе утро!” – думаю: “О, Грушинский! Как я скучала!” И правда, подобные выкрики расцениваются на фестивале спокойно, не то что в городе.
Добраться до электрички не так-то просто, ведь надо подняться в гору. На удивление, в шесть часов утра людно. Все друг друга приветствуют и желают удачного дня.
Я у подножья горы. Дождь! Нет ни дождевика, ни зонта. Какая была бы реакция в городе? Улыбаться бы точно не захотелось. Но тут такого не может быть! Поднимаю лицо к небу! Хорошо-то как! И вдруг доносится:
“Грянул майский гром! И веселье бурною, пьянящею волной
Окатило. Эй, вставай-ка
и попрыгай вслед за мной.
Выходи во двор и по лужам бегай
хоть до самого утра…” Это парни решили вспомнить Юрия Шевчука ранним утром! Кстати, он приезжал несколько раз на Грушинский фестиваль.
И вот я на месте. Задыхаясь от тяжелого подъема (не каждый день проделываешь такой путь), покупаю воды в ларьке, приобретаю билет на электричку, и я вновь готова в путь. На перроне людей немного, вокруг -лес и тишина. Дождь заканчивается, выглядывает солнышко, и появляется радуга. Любопытно, что она где-то далеко в той стороне, куда мне ехать. И вот, садясь в электричку, я уезжаю в радугу.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Наконец, добираемся до места. Вдалеке видна Волга и знаменитые Жигулевские горы! Находясь здесь, чувствуешь себя на вершине мира! Приятный запах сосен, утренняя прохлада дурманят и зовут остаться здесь. Но путь не окончен. В дорогу! Спуск ужасен. Но важно смотреть под ноги, чтобы не скатиться кубарем.
Преодолев препятствия, иду по поляне. Солнышко начинает печь.
Люди просыпаются. Но гитары еще молчат.
Проснувшись в 12-м часу, отравляюсь регистрироваться как представитель СМИ. Все, как обычно: на специальных полянах играют в футбол и в волейбол, на рынке и “Арбате” продают сувениры, а кто-то решил с утра пораньше устроить импровизированную сцену и показать свои таланты. Правда, есть и новшества. Так, например, в этом году привезли огромную карту России (500 кв. метров). Люди могут по ней походить и найти свои города. Есть здесь, разумеется, и Ульяновск.
ЖИЗНЬ В МАЛЕНЬКОМ МИРКЕ
Пробежавшись по рынку, отправляюсь на эстрады. Надо сказать, что работает на фестивале около девяти сцен одновременно. Быть на всех сразу невозможно. Я в основном слушаю исполнителей на главной.
С особым удовольствием послушала Александра Городницкого, Вадима и Валерия Мищуков, Олега Митяева, Леонида Сергеева, дуэт “Иваси”. Они выступали друг за другом. Давно перед грушинской эстрадой не было такого ажиотажа. По старой привычке я пробралась к боку сцены, откуда выходят барды. Поэтому мне удалось узнать чуточку больше, нежели остальным почитателям.
И первое, что расстроило: поведение народного артиста России Олега Митяева. Его выступление было изумительным. Люди с радостью подпевали ему, он улыбался и поощрял слушателей за под-держку. Но как только оказался за пределами сцены, внезапно стало не так “здорово, что все мы здесь сегодня собрались”. Не дал ни одного автографа, не разрешил никому с ним сфотографироваться. Такое я наблюдаю уже не первый год. Надоели поклонники? А еще 14 лет назад он с радостью всем жаждущим оставлял заветные подписи.
Остальные же маститые барды оказались добрее к почитателям.
Леонид Сергеев предпочел в этом году спеть всего пару шуточных композиций (а он известен, прежде всего, как автор “Песен про свадьбу”), в основном сосредоточился на серьезных вещах.
После выступления Леонид рассказал мне:
– Мне здесь очень нравится. Много людей приехало на фестиваль. Значит, мы делаем все не зря. Песня нужна! Заметил, что много молодёжи! Это и есть главное завоевание фестиваля, что он развивается, и люди с радостью приезжают сюда!
Более того, он даже дал автограф читателям “Молодежной газеты”, которые не смогли приехать на Грушинский, но, может быть, очень этого хотели.
Еще одним сюрпризом для людей стал вновь соединившийся дуэт Алексей Иващенко – Георгий Васильев. Несколько лет назад он распался. Но музыканты вновь собрались ради юбилейного фестиваля. Георгий же сделал ещё один небольшой подарок слушателям. Привез своего пятого сына – Яшу, который отлично играет на укулеле (гавайской гитаре). Юный музыкант покорил всех зрителей! Кстати, открылся небольшой секрет. Васильев руководит проектом “Фиксики” (любители “Спокойной ночи, малыши!” могли увидеть этот мультик). Яша там озвучивает Нолика. На фестиваль привезли и Симку, которая говорит голосом Ларисы Брохман. Так дуэт на время превратился в квартет и исполнил несколько забавных детских песен. От музыкантов исходила такая позитивная энергия, чтобы даже ленивый подхватил эту волну и зарядился отличным настроением!
После этого все сцены замолкли в ожидании главного события – концерта на “Гитаре”. Такое мероприятие проходит ежегодно. Главная его прелесть: люди сидят на горе и светят фонариками. Красота неописуемая! На ней собираются все исполнители и радуют слушателей одной-двумя своими песнями. В этом году этот концерт длился пять часов.
Ближе к утру мы приползаем к своим палаткам, ибо усталость и километраж, который надо было а. намотать, чтобы попасть на гору, валит с ног.
Утро воскресенья. К сожалению, для меня это был последний день фестиваля, поэтому чемоданное настроение не покидало. Раньше самый яркий концерт был с воскресенья на понедельник, но в этом году многие покинули поляну еще утром выходного дня. Вот и я, собрав рюкзак, отправилась на место, где нас ждал транспорт до дома.
Так незаметно и быстро пролетели три дня фестиваля. Событий было так много, что ни словом сказать, ни пером описать. Поэтому приезжайте на Грушинский, и вы сами почувствуете островок отдыха и позитива среди моря суеты!
Наталья КОРОЛЕВА

В ТЕМУ
«ФИШКИ» ГРУШИНСКОГО-2013
Лауреатом 40-го фестиваля стал ульяновец – Егор Барахов.
Появилась новая сцена “Мама-кабо на Груше” – альтернативная эстрада во главе с Тимуром Ведерниковым.
Хитом стала бесшабашнаая песня “Акуна матата”, что в переводе означает “Не парься!” Песня без начала и конца звучала во всех уголках поляны.
Приезжал Театр на Таганке во главе с Вениамином Смеховым.
Лауреатами фестиваля стали исполнители из других стран.
Был построен бесплатный, хороший (для “полевых условий”) туалет. Несколько лет назад организаторы перестали пускать в эти важные заведения бесплатно, зато разрешили организовывать их на территории каждого лагеря.
Среди леса были созданы душевые и бани.