За год, прошедший с момента открытия, выручка магазина по сравнению с ранее работавшей в этом месте «Симбиркой» упала в разы. Компания Х5 Retail Group, которой принадлежит торговая точка, уже объявила о ее предстоящем ребрендинге. Осенью здесь откроется супермаркет «Перекресток». Впрочем, несмотря на неудачу, ритейлер и дальше собирается развивать формат «Пятерочки+» в регионе.
Активная экспансия федеральной сети Х5 Retail Group в Ульяновскую область началась в прошлом году. До этого момента компания занимала относительно небольшую долю на региональном рынке продуктового ритейла: торговая сеть была представлена одним супермаркетом «Перекресток» и шестью дискаунтерами «Пятерочка+». Однако, завершив отношения с франчайзи «Дворцовый ряд – МС», Х5 решила усилить свое присутствие. Собственные дискаунтеры ритейлер начал открывать на базе магазинов поглощенных им региональных торговых сетей «Симбирка» и «Провиант».
Стратегический упор в компании решили сделать на магазины-дискаунтеры «Пятерочка+». Этот формат предполагает сравнительно небольшой ассортимент продукции (порядка 3 тыс. наименований), но привлекает покупателей низкими ценами. В целом ставка на магазины экономкласса оправдалась.
– Их плюсы – это различные спецпредложения и акции. Кроме этого, до обеда в «Пятерочках+» при покупке товаров предоставляется дополнительная скидка в 5% пенсионерам, поэтому эти магазины очень востребованы у пожилых граждан, – отмечает руководитель департамента развития торговли, мониторинга и прогнозирования ценообразования Ульяновской области Марина Ерусова. – Хотя на «горячую линию» к нам поступают и жалобы от населения на торговые точки этой сети, связанные, прежде всего, с качеством обслуживания.
Больше всего претензий у ульяновцев к центральной «Пятерочке», расположенной на пересечении улиц Гончарова и Карла Маркса. Причем жалуются люди не только на грубость продавцов, но и на узкий ассортимент продукции. И одними обращениями на «горячую линию» дело не ограничивается. Покупатель, как известно, голосует рублем: по словам главы администрации города Ульяновска Сергея Панчина, по отношению к «Симбирке», ранее занимавшей торговую площадь в этом месте, выручка магазина сети Х5 упала в три раза.
– Это центр города. Здесь другой контингент покупателей: выше покупательская способность, но и требований у них тоже больше, – комментирует Марина Ерусова. – В супермаркете «Симбирка» было представлено около 12 тыс. наименований продукции. «Пятерочка+» – это совсем другой формат торговли: дискаунтер с тремя тысячами наименований товаров.
В ближайшее время магазин на Гончарова ждет ребрендинг: «Пятерочку+» заменят супермаркетом «Перекресток». Вопрос, почему этот формат не был выбран с самого начала для торговой точки в центре города, «УП» задавала руководству Х5 Retail Group еще год назад. Как тогда пояснили в компании, открыть «Перекресток» на площадях бывшей «Симбирки» не позволял метраж: площадь зала составляет всего 500 квадратных метров, а для супермаркета «Перекресток» требуется в полтора раза больше. За год места в магазине больше не стало, однако, тщательно взвесив все «за» и «против», ритейлер решил сделать для Ульяновска исключение.
– Изначально, когда приобреталась сеть «Симбирка», предполагалось, что здесь будет «Пятерочка+», а рядом, буквально в ста метрах, в отеле Hilton Garden Inn откроется «Перекресток». Сейчас ясно, что в строящейся гостинице магазина не будет, поэтому мы планируем до ноября переформатировать данную торговую точку, – объясняет директор Средневолжского филиала X5 Retail Group Артем Спиваков. – Здесь покупатель готов оставить больше денег, но ему нужен более широкий выбор продукции. Думаю, формат супермаркета сможет удовлетворить запросы покупателей.
По словам ритейлера, в новом магазине будет представлено порядка 12 тыс. наименований товаров, в том числе продукция собственного производства: полуфабрикаты, салаты, выпечка.
Впрочем, сделав исключение для магазина в центре города, Х5 намерена и дальше придерживаться выбранной стратегии. В планах у компании – открытие новых магазинов, большая часть из которых будет работать под брендом «Пятерочка+».
– До доли в 25% рынка нам еще далеко, тем более что наши конкуренты не дремлют: недавно в Ульяновске открылся первый гипермаркет «Лента», скоро появится еще один, – говорит Артем Спиваков. – Поэтому ограничений для роста нет: это может быть и 20, и 30 магазинов, все зависит от наличия торговых площадей и мест под застройку. Новые торговые точки появятся не только в Ульяновске и Димитровграде. Сейчас мы рассматриваем возможность открытия дискаунтеров во всех населенных пунктах численностью от 5 тыс. жителей.
Ева Штерле