Круглый год область да и страна терпят стихийное бедствие – то ливень затопит, то снег завалит, то лесные пожары начнутся, то, наоборот, слишком холодно или слишком жарко… Складывается впечатление, что аномальная погода преследует Ульяновскую область каждый месяц.
Последнее время власти всегда преподносят свою работу по обеспечению нормальной жизнедеятельности региона как борьбу с тяжелыми погодными условиями. Сейчас регулярные сообщения о жаре изобилуют формулировками о чрезвычайной пожарной опасности – так, на 11 июля V класс пожароопасности сохраняется в пяти районах на востоке области, а IV класс – в остальных 19 районах. Гибнут посевы, леса под угрозой возгорания – аномальная жара, что и говорить.
С пожарами вроде как справиться пока удается – было несколько незначительных возгораний лесного фонда, погорело несколько гектаров полей. Тем не менее запрет на пребывание граждан в лесах, введенный еще в середине июня, решили продлить до 29 июля. Все-таки аномальная жара, надо понимать…
В то же время проходит сильный ливень – и опять катастрофа. В селе Усть-Урень пару дней назад произошел подъем уровня воды в реке Уренка, что привело к затоплению 37 частных домов. Приходится постепенно справляться с разрушительными последствиями ливней – вот в Майнском районе придется потратить миллион рублей на ремонт двух школ, поврежденных градом и ветром в конце июня. И в Ульяновской области еще ничего, а вот в Казани совсем мрак – затопило улицы, отремонтированные к Универсиаде. Аномалия?
Весной – еще свежо предание – власти в ужасе говорили о том, что грядет половодье, каждый день рассказывая о мерах, принимаемых для упреждения тяжелых последствий от него. И погода опять все испортила -дороги смыты вместе со снегом.
Снег – это тема вообще отдельная. Он, неожиданно для всех, ежегодно выпадает именно в тот момент, когда дорожные службы не готовы его убирать. Транспортный коллапс, просьбы не выезжать на дорогу без надобности: «Тяжелые погодные условия, берегите себя». Снега нет – значит, есть мороз, обязательно после оттепели, из-за чего все тротуары и дороги превратились в лед. И так холодно, а тут еще отопление отключили и батареи лопаются, на дороге скользко – аномалия во всей красе. Конечно, сколько, чтобы он не таял и не замерзал по десять раз за месяц, да разве за этой погодой угонишься?
На деле погода не так уж часто преподносит нам сюрпризы. Сотрудники Гидрометцентра всякий раз посмеиваются над формулировками «аномальная жара», «аномальный холод», «ураганный ветер». На деле аномальная жара была лишь в 2010 году, абсолютным минимумом для Ульяновска считается минус 40 градусов, а ураганом называют ветер свыше 32 метров в секунду. Претензий сейчас нет, пожалуй, к сельскому хозяйству -там действительно осадков маловато, гибнут посевы. А вот затопленные улицы – это проблема не погоды, а города. Кивая на Казань, легко вспомнить, во что превращаются во время сильных дождей ульяновские дороги: с одной стороны улицы не перебежишь на другую, не намочив ноги до колен. Просто не надо было закатывать ливневки в асфальт вместе с парой миллионов рублей, выделенных на качественные дороги. Давно всем известно, что летом бывают сильные ливни после долгой жары. Реки тоже давно не разливались так, как прежде – это видно даже в маленьких селах, где раньше дети бегом неслись посмотреть на затопленные поймы, которые разделяли населенный пункт на две части, а сейчас даже хилые мостики вода не скрывает. Улицы города, сплошь оказавшиеся в воде этой весной, – это тоже проблема не быстрого потепления после долгих снегопадов, это проблема городских властей, которые снег вовремя не убрали. Это же относится к обледеневшим тротуарам, которые каждую зиму добавляют работы, во-первых, работникам травмпунктов, во-вторых, журналистам, которым есть что писать.
К сожалению, борьба с погодными условиями стала трендом, на котором властям иногда даже удается заработать висты – вот, посмотрите, в 2010 году у нас сгорела Вязовка, а в 2013 ни один лес не пострадал! А между тем это тот климат, в котором все мы живем испокон веков: умеренно континентальный, с сорокаградусной жарой летом и морозами под 40 зимой. Самый холодный январь был в 1967-м, самый жаркий июль – в 2010-м, рекорды по осадкам за день и месяц были установлены в 1953 и 1989-м, а в июле 1981-го, наоборот, выпало осадков всего 1 миллиметр. У природы, говорят, нет плохой погоды. Только не для чиновников – им всякая погода нехороша.
Степан ГОРИН