Как могила ишана в Старокулаткинском районе стала местом паломничества.
Имя выдающегося мусульманского богослова Хабибуллы Хансаварова известно далеко за пределами Ульяновской области. Люди едут за многие сотни километров, чтобы посетить его могилу и почтить память. «УП» тоже побывала на родине великого ишана и попыталась понять, чем вызвано неподдельное уважение к этому человеку.
Сегодня село Новые Зимницы практически ничем не отличается от других небольших населенных пунктов региона, однако когда-то оно было настоящим центром духовного просвещения мусульман. Шакирды приезжали сюда со всего Поволжья — специально, чтобы учиться у Хабибуллы Хансаварова.
Родился будущий известный суфийский наставник в 1805 году. Начальное образование он получил в местном медресе в родном селе Новые Зимницы, которое тогда относилось к Хвалынскому уезду Саратовской губернии. Не ограничившись этим, юноша решил учиться дальше и поступил в Чистопольское медресе. Вернувшись через семь лет, начитанный Хабибулла хазрат был избран имамом третьего прихода. Параллельно с имаматом Хабибулла начал обучать детей прихожан. Спустя некоторое время он с помощью родных и благотворителей расширил медресе, чтобы улучшить обучение. Именно с этого времени начинается отсчет известного не только в округе духовного училища — «Медресе Хабибуллы хазрата», ставшего затем «Медресе Хансаваровых».
— Учиться к нему приезжали шакирды не только из близлежащих сел, но со всего Поволжья —
настолько большой был у него авторитет. Мой дед из Николаевского района тоже в свое время был его учеником, — с гордостью рассказывает председатель регионального духовного управления мусульман Ульяновской области Савбян Сулейманов.
Хабибулла хазрат преподавал освоенные за время своего обучения дисциплины и внедрял известные ему методы преподавания: в медресе преподавались теория арабского языка, мусульманское право, теология и суфийское учение. Стоит отметить также, что мечеть и медресе Хансаваровых стали не только духовно-просветительским центром мусульман округа, но и местом социально-экономической защиты и реабилитации. Сотни обездоленных, нищих, больных и калек, вдов и бездетных находили тут приют и помощь. Дети простых бедных людей учились и содержались здесь бесплатно.
При этом деятельность Хабибуллы не ограничивалась лишь руководством медресе и внутримечетской службой. Большое внимание он уделял углублению своих знаний суфийского учения, писал комментарии на арабском языке к законоведческим и суфийским трактатам. Благодаря этому его имя стало известно далеко за пределами родного села.
— Однажды ему в знак признания передали посох из Мекки. Его привез паломник, который, совершив хадж, возвращался в Узбекистан. Приехал он в Зимницы, нашел старшего и попросил собрать вместе всех имамов — в селе тогда было семь мечетей, — объясняет Савбян Сулейманов. — Но среди собравшихся не оказалось никого, кто подходил бы под описание. Тогда этот паломник спросил: «Есть у вас еще имамы?». Ему ответили, что есть еще один, но он еще совсем молодой. Когда его позвали и паломник при всех вручил ему этот посох, все ахнули. С тех пор даже пожилые имамы относились к нему с большим уважением и часто приходили за советом.
После смерти Хабибуллы в 1897-м его могила стала для верующих святым местом. Паломники приезжали почтить его память даже в советское время. Во время паломничества они устраивали «общие угощения», совершали религиозные обряды, в частности намаз. До сих пор люди едут за многие сотни километров, чтобы посетить его могилу. Ухаживают за ней, кстати, всем миром. В девяностые местные благотворители огородили территорию вокруг могил Хабибуллы и его близких, проложили дорожную плитку, поставили лавочки, а старые могильные плиты заменили на новые.
— В настоящее время могила ишана Хабибуллы Хансаварова представляет собой мемориальный комплекс, включающий в себя захоронения известного суфийского наставника и его потомков. Комитетом Ульяновской области по культурному наследию организована государственная историко-культурная экспертиза для обоснования включения или отказа во включении данного объекта в реестр памятников истории и культуры, — отмечает руководитель ведомства Шарпудин Хаутиев. — Кстати, у нас в области уже есть могилы, которые имеют статус памятников регионального значения. К ним относятся, например, места захоронения Героев Советского Союза.
Алёна Дамбаева