В одном из номеров мы рассказали о качестве продуктов питания, выпускаемых в нашей стране. В частности, о том, что колбаса, например, может быть вообще без мяса – фальсифицируют с помощью химии. Но ведь и качество непродовольственных товаров хуже некуда.
Порвался у меня тут ботинок. Вообще они английские, легкие и удобные настолько, что и на ноге не чувствуешь. Купил я их четыре года назад, и если бы они были прошитые, носил бы, думаю, еще года четыре, но они клееные и ремонту, видимо, уже не подлежат. Дома есть новые, отечественные, которые я в тот день и надел. Это ужас! Как деревянные, и идешь, будто на ходулях. Через десять минут ходьбы до редакции ноги уже ныли, и я пошел в ближайший обувной магазин, где купил немецкие. Сразу, в магазине, их надел и пришел на работу. Они не настолько удобны, как английские, но в первый же день я прошел в них километров пять и без последствий нигде не жмут, не натерли и ноги не болели.
С немецкой обувью, кстати, у меня была связана и поистине легендарная история. В начале лета 2002 года я купил туфли фирмы «Salamander», отдал за них две тысячи рублей по тем временам солидная цена, но и носил до осени прошлого года. Десять лет! Я много хожу, не то чтобы ради чего-то, а просто люблю ходьбу. Прошел я в этих туфлях за десять лет, по моим оценкам, 11-12 тысяч километров.
Когда я это посчитал, не поверил и сам.
В каком-то телерепортаже рассказывали о мужчине, который шел с Дальнего Востока через европейскую часть России в Святую землю, то есть в Израиль. В дороге сносил 11 пар обуви, но, судя по моим «Salamander», он покупал ее, видимо, российскую. Мои туфли вышли из строя только тогда, когда подошвы буквально развалились от времени.
При этом нитки, которыми они были прошиты, целы – не сгнили и не порвались. Я помыл туфли с порошком, высушил и положил в коробку. Иногда достаю, смотрю на них и удивляюсь – это ж какое качество!
И думаю: что же у нас-то за стра-на такая? 22 года нет уже социализма и вроде как конкуренция, которая должна бы постоянно повышать качество продукции, но оно не только в России не растет, но, кажется, напротив – падает все ниже и ниже. Не айфон ведь какой-нибудь и не айпад, обыкновенные ботинки – и что бы за проблема, 100, 200 лет их делаем, и все – дрянь!
Еще хуже ситуация с продуктами.
Здесь, кроме того, что у наших производителей руки не тем концом воткнуты, добавляются, вероятно, такие национальные черты, как подлость и жадность. И ни тени страха за свою репутацию. В той же Европе какаянибудь семья занимается выпечкой хлеба на продажу, и делает это не только ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, но и потому, что любит свое занятие. Старается, чтобы было вкусно и понравилось покупателям, и светится от счастья, когда покупатели говорят слова благодарности. Наших же ничьи отзывы не интересуют, и главный их отличительный признак – хамство и равнодушие к тому, что с клиентом или покупателем будет. Подохнет – туда ему и дорога. Отменив в 2003 году обязательные ГОСТы на продовольствие, наша власть открыла всей этой нечисти зеленую улицу еще шире. Не знаю, какой капитализм был в России 100 лет назад, но сейчас это мрак какой-то.
Артур Таниев