Пострадавшие в авариях на общественном транспорте начали получать первые страховые выплаты.
Одним из первых в стране компенсацию размером в 440 тысяч рублей получил пожилой житель Заволжья, для которого поездка в троллейбусе закончилась больничной койкой.
В начале апреля 73-летний житель нового города решил навестить родственников. Мужчина садился в троллейбус, однако в спешке водитель не убедился в окончании посадки, закрыл двери и начал движение. Старика за жало дверями и протащило 70 метров.
Прибывшие врачи зафиксировали у незадачливого пассажира перелом таза, множественные ушибы и ссадины.
За три дня до происшествия МУП «Ульяновск-электротранс» застраховало свою ответственность перед пассажира ми. Руководство предприятия связалось с пострадавшим и рассказало о его праве получить выплату. В страховой компании ущерб, нанесенный здоровью пассажира, оценили в 440 тысяч рублей, которые и перечислили мужчине.
Как рассказали в Национальном со юзе страховщиков, страховой случай в Ульяновске стал одним из первых в стране, своего рода прецедентом. Однако специалисты признают, что пока далеко не все пострадавшие в трамваях и автобусах люди получают положенную компенсацию.
Как уже писал «СК», с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный за кон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров». Документ обязывает возмещать пассажирам ущерб, полученный в пути.
В принципе, пассажиры могли требовать с транспортников компенсации за причиненный ущерб и раньше, но лишь в судебном порядке и далеко не во всех случаях. Сейчас каждый пользователь общественного транспорта имеет право требовать ее не только при авариях, но даже если, например, автобус резко затормозил и человек упал.
В основном аварии на транспорте влекут за собой механический характер травм ушибы, переломы, сотрясения мозга. Максимальная сумма возмещения для пострадавших в транспорте, как и на опасном производстве, составляет два миллиона рублей.
«Стоимость» конкретных травм рас считывается в процентах от этой суммы. Так, потеря двух-трех зубов оценивается в процентах от максимальной суммы компенсации, то есть в 100 тысяч рублей. Эта травма равноценна ожогам и обморожениям III степени площадью от 3 до 5 процентов поверхности тела. За двойной перелом од ной челюсти или травматический шок заплатят 200 тысяч рублей. Перелом голени обойдется страховщикам в 240 тысяч рублей, вывих плеча в 300 тысяч. А 700 тысяч рублей станут компенсацией за потерю кисти руки до запястья. Необратимое обезображивание лица «стоит» 800 тысяч рублей, а повреждение спинного мозга 1,5 миллиона. Самым «дешевым» повреждением считается ушиб за него заплатят всего две тысячи рублей. Если у потер певшего несколько травм разного характера, то выплаты просто суммируются. Закон определяет и сколько получат люди, для которых трагическая поездка обернулась инвалидностью.
Для I группы это два миллиона, для II 1,4 миллиона, для III группы миллион рублей. Если инвалидом стал ребенок, ему положено два миллиона рублей.
Сумма выплат при гибели пассажира будет равна 2,025 миллиона рублей.
Также возмещению по страховке подлежит утрата или повреждение имущества пассажира. Правда, сумма выплаты ограничена 23 тысячами рублей.
В Национальном союзе страховщиков признают: несмотря на то, что формально закон о страховании ответственности перевозчиков действует уже пол года, в полную силу он еще не заработал. Специалисты выделяют две основные проблемы. Во-первых, еще далеко не все компании оформили страховку.
По данным Минтранса РФ, в прошлом году в стране было перевезено 21,4 миллиарда пассажиров, однако на сегодня застраховано лишь восемь миллионов пассажиров. По разным оценкам, полисы купили от 15 до 50 процентов перевозчиков. Между тем если компания не застраховала свою ответственность перед пассажирами, то в случае ДТП уже сама обязана возмещать ущерб, и выплаты будут те же, что прописаны в нормативах. Во-вторых, многие пассажиры не знают о своих правах на получение выплаты, а перевозчики эту информацию от них скрывают. В салоне каждого застрахованного транспортного средства должна быть вывешена информация о страховщике, заключившем договор страхования, и порядке действий при наступлении страхового случая.
Страховщики говорят, что больше всего проблем возникает с маршрутными такси (на их долю приходится львиная доля ДТП с участием общественного транспорта): как с оформлением страховки, так и с информированием пассажи ров. Для компании штраф за отсутствие полиса составляет один миллион рублей.
Но многие маршрутки зарегистрированы на индивидуального предпринимателя (для них штраф 50 тысяч рублей), при чем штрафовать их могут только сотрудники Ростехнадзора, но не ГИБДД.
Как действовать при наступлении страхового случая Если вы пострадали в общественном транспорте, необходимо обратиться в страховую компанию (или к пере возчику) с заявлением, приложив к нему следующие документы: документ, удостоверяющий личность пострадавшего пассажира, или, в случае его гибели, личность того, кто претендует на эту выплату; документ о произошедшем событии и его обстоятельствах, который должен составить представитель пере возчика. Иногда вместо него можно представить справку о ДТП, составленную сотрудником ГИБДД.
В случае гибели пассажира также по требуется свидетельство о смерти. В случае причинения вреда здоровью медицинские документы, в которых будут указаны характер полученных травм, диагноз, период нетрудоспособности. Если после аварии потерпевший получил инвалидность, потребуется справка и об этом.
Вадим Пилюков