Совсем недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, какие проблемы больше всего волнуют российских граждан. По итогам опроса, больше всего россиян тревожат проблемы, связанные с ЖКХ. В общем-то, подобные данные нисколько не удивляют. Реформа ЖКХ, завышение цен на услуги, неопределенность – все это заставляет задуматься.
Еще с осени прошлого года по стране прокатилась волна возмущений граждан, а причиной тому стали завышенные счета за услуги, предоставляемые жилищно-коммунальными хозяйствами.
О реформе ЖКХ речь идет уже несколько лет, но решить в одночасье проблемы, которые копились десятилетиями, просто невозможно. Однако попытки предпринимаются, и, более того, имеются вполне грамотные предложения, основанные на современных реалиях.
В марте 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ, где и были прописаны правила управления многоквартирными домами. Однако за восемь лет качество оказываемых услуг так и не улучшилось, а наоборот, россияне столкнулись с новыми сложностями.
Так, с сентября 2012 года, чтобы сделать систему платежей за коммунальные услуги более прозрачной, введен новый механизм оплаты. Теперь жителям многоквартирных домов в квитках раздельно указывают, сколько было потрачено ресурсов на личное потребление и сколько пошло на общедомовые нужды. И все бы ничего, если бы эти суммы не отличались в десятки раз. Собственно, этот факт и вызвал волну возмущений.
Очевидно, что для того, чтобы история не повторялась, необходимо установить фиксированные цены и чтобы за ними стояли не частные конторы (чья основная цель – пополнить собственный бюджет), а государство. Естественно и другое: любые изменения в части ЖКХ в первую очередь должны быть основаны на интересах общества.
Подобный опыт пытаются апробировать в Ульяновской области. Идею вернуть государство в ЖКХ предложил сам губернатор Сергей Морозов. Он предлагает сформировать государственное казенное предприятие «Областное коммунальное хозяйство» (ОКХ). По мнению регионального главы, ОКХ поможет не только создать реальную конкуренцию частным компаниям, но и заставит их более продуктивно и честно выполнять свои обязанности.
Как отметила в интервью корреспондентам «Правды.Ру» первый заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева, в этом есть определенный позитивный смысл.
«Попытка создания муниципальных предприятий, которые занимаются управлением многоквартирными домами, а также являются интегрированными в оказание коммунальных услуг, на самом деле имеют право на существование, если только не являются попыткой замещения конкуренции и вытеснения действующих управляющих компаний. Если это попытка, как озвучил губернатор Морозов, развить конкуренцию, то мы считаем это достаточно позитивным моментом. Ведь основной упор в деятельности такого рода муниципальной компании, или областной компании, будет сосредоточен на управлении тем жилым фондом, который не сильно воспринимается частными управляющими компаниями как интерес. Грубо говоря, в тех небольших населенных пунктах, где дома невысокой этажности с высокой степенью износа и управление ими сопряжено с большими расходами. Мне понятна инициатива губернатора», – сказала Николаева.
«Основная цель деятельности предприятия – оказание услуг в сфере тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, которые будут реализовываться по установленным государством ценам, – пояснил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. – Таким образом, мы хотим создать единую цепочку – от выработки коммунального ресурса до поставки его населению, по обоснованным, продуманным тарифам».
Отметим, в регионе разработана стратегия развития жилищно-коммунального комплекса до 2025 года, и создание ОКХ в нее входит. По мнению Морозова, данная областная компания позволит отрасли не только успешно развиваться, но и поможет привлечению частных инвестиций и инициатив, внедрению современных управленческих подходов, техническому перевооружению и в том числе возвращению государства в систему управления отраслью.
В дальнейших планах по развитию ОКХ – стать не только поставщиком коммунальных ресурсов, но и заняться координацией работы в жилом фонде муниципальных образований управляющих организаций, став учредителем.
Как отметил губернатор Ульяновской области, пришедшие в сферу управления многоквартирными жилыми домами частники в погоне за прибылью порой не думают об интересах собственников. «Они обманывают плохо разбирающихся в законодательстве граждан. Для нас же важно, чтобы у людей появился выбор: отдать управление своей собственностью в частные руки или в руки государства», – сказал Морозов.
По мнению Елены Николаевой, прежде всего это поможет решить вопросы с ценообразованием на общедомовые нужды.
«У нас появились общедомовые нужды, и с 1 июля введен предельный уровень на ОДН, и все, что превышает этот уровень, – оплачивает управляющая организация… чему они не сильно рады. Но вопрос в другом, что деятельность муниципальной организации (по ульяновскому принципу) должна составить конкуренцию и указать определенный ориентир на жилищные услуги, а не на коммунальные. Ну, грубо говоря, дорого ли их УК берет за мытье полов в подъезде или за содержание жилого фонда», – отметила в интервью Елена Леонидовна.
Вообще, идея с созданием ОКХ поддерживается на федеральном уровне, но при условии, что частные компании также будут занимать определенную нишу. «Мы не намерены вытеснять частный бизнес: хотим лишь дать жителям региона альтернативу в виде качественной, прозрачной, жестко контролируемой системы управления жильем», – заявил ульяновский губернатор.
На сегодняшний день на территории региона работают 126 управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК. Девять из них находятся в собственности муниципалитетов, 117 – частные. Уровень износа объектов ЖКХ в Ульяновской области достигает 77 процентов, 164 дома признаны аварийными, 2852 – ветхими.
Существует три варианта, как областная власть может участвовать в управлении многоквартирными домами. Первое – создать муниципальные унитарные предприятия с назначаемыми директорами и полным контролем со стороны ОКХ. Второй вариант – частно-государственное партнерство, совместные предприятия органов исполнительной власти и частников, которые вложат свои средства и будут заниматься управлением под контролем представителей государства. Третий – «наблюдательный» вариант, когда в уставном капитале управляющей организации выкупается доля – например, 25 процентов, чтобы влиять на принятие решений.
Екатерина Полянская