Королева Англии Елизавета II, находящаяся на троне 62-й год, оказывается под все большим моральным давлением своих коллег по работе – они один за другим начали отрекаться от короны, уступая ее наследникам.

Первой пример подала королева Нидерландов Беатрикс, которая еще зимой объявила, что, когда ей исполнится 75 лет, она отречется от престола в пользу старшего сына, 43-летнего Виллема Александра. Пару месяцев спустя Беатрикс подписала акт отречения, и Виллем Александр стал новым королем. Будучи королевой, Беатрикс отличалась простотой и демократичностью. Попросила подданных не называть ее Ваше величество и сама ходила по магазинам. Под стать ей и ее сын. Причиной отречения Беатрикс назвала желание дать дорогу молодым.

Этим же мотивом руководствовался эмир Катара Хамад бен Халифа Аль Тани. Эмиру 61 год. Трон он передал сыну Талиму бен Хамад Аль Тани, которому 33 года. На возраст и состояние здоровья сослался, заявив о скором отречении, и король Бельгии Альберт II, готовящийся встретить 80-летие. Его во главе королевства сменит старший сын, 53-летний крон-принц Филипп. Нарастает волна в Испании, где все больше граждан высказываются за отречение короля Хуана Карлоса и передачу короны его сыну.

Елизавете II 21 апреля исполнилось 87 лет. Она старейшая из действующих монарших особ. За ней длинный ряд наследников короны.

Во-первых, это ее старший сын, принц Уэльский Чарльз, которому 65 лет. По меркам эмирата Катар он уже старик, ведь тамошний правитель ушел в 61 год. Вторым следует старший сын Чарльза принц Уильям (31 год). Затем второй сын, принц Гарри (29), который не сегодня-завтра будет отодвинут на четвертое место сыном или дочерью Уильяма, чье рождение ожидается со дня на день.

После Гарри в очереди дочь Елизаветы Анна и два других сына королевы – Эндрю и Эдвард с отпрысками. Словом, на престол есть кому взойти, но королева не спешит его покидать.

Прапрабабка Елизаветы королева Виктория правила Великобританией 65 лет. Пока это рекорд. Чтобы побить его, Елизавете II надо продержаться еще четыре года, и она явно намерена это сделать. И тогда присказка о старушке английской монархии приобретет буквальный смысл. Чарльзу к моменту побития его матерью рекорда нахождения на троне будет почти 70. Он на сегодня старейший из наследников короны в мире, и по отношению к нему рекорд Елизаветы выглядит довольно жестоко. Правда, уйти Елизавете II теперь уже нелегко. Если бы она сделала это раньше, до череды вышеперечисленных отречений, была бы одна ситуация. А сейчас – совершенно другая: может сложиться впечатление, что коллеги ее вынудили. Вообще же монархии в быстро меняющемся мире все больше становятся, похоже, анахронизмом, не справляясь уже и с ролью моральных авторитетов. Во всяком случае, несмотря на их авторитет, в обществах растут неравенство, рознь и раздражение. Как в Испании. Да и в Великобритании тоже.

Как и везде.

Артур Таниев