Житель Саратова, энергетик по специальности, доказал, что объемы тепла, которые поставщики якобы доставляют в дома, превосходят мощности их оборудования. Переплата по котельной, отапливающей конкретно его квартал, составила 30 млн рублей. А по всему городу?
Надо сказать, что Саратов, как и Ульяновск, входит в сферу контроля компании КЭС, принадлежащей миллиардеру Виктору Вексельбергу, и неудивительно, что происходящее в их энергетике идентично тому, что имеем и мы в Ульяновске.
И открытия у нас одни и те же.
Мысль, что ТЭЦ и котельные физически не в состоянии выработать то количество тепло-вой энергии, которое поставщики предъявляют населению к оплате, не раз звучала и у нас.
В том числе со страниц «СК». Но продемонстрировать это в цифрах не позволяет засекреченность исходных данных по выработке энергии, ее доставке потребителям и по себестоимости. Приходится искать косвенные доказательства, которых, впрочем, уже выше крыши.
Скажем, такой вопрос: сколько воды должны нагреть энергетики, чтобы согреть многоэтажные дома Ульяновска, и можно ли эти объемы представить зрительно? Цифры, которые получаются, по нашему убеждению, выглядят просто фантастическими. Возьмем общую площадь жилья в старом фонде города равной 10 млн квадратных метров.
По действующему нормативу на обогрев одного метра уходит 0,19 Гкал тепловой энергии в сезон. То есть на отопление всего фонда энергетики списывают 1,9 млн Гкал (0,19х10 млн). В одном кубометре воды, нагретой до 100 градусов, содержится 0,1 Гкал (это известно из учебника физики).
Одна гигакалория, следовательно, – в десяти кубометрах кипятка. 1,9 млн Гкал – в 19 млн кубометров 100-градусной воды.
19 млн кубов – это озеро длиной десять километров, шириной 100 метров и глубиной 19 метров. Такой глубины, между прочим, достаточно для прохождения судов класса «река – море». Представьте эту колоссальную массу воды, которая, по версии тепловиков, нагревается в их котлах до 100 градусов каждую зиму. В месяц греется почти три миллиона кубометров! Какие для этого нужны котлы? Например, на ТЭЦ-1 приходится порядка трети всего объема, то есть миллион кубометров в месяц. Или озеро длиной пять километров, шириной 100 метров и глубиной два метра. В сут-ки – 33000 кубических метров. По счетчикам оказывается еще больше – примерно на 50 процентов. Или 50000 кубических метров в день.
Вот за нагрев половины реки Волга с нас и берут, но это же чушь!
Упомянутый в начале статьи житель Саратова обращался в эфире «Первого канала» к прокуратуре с вопросом: не пора ли посмотреть, как такое стало возможным и возможно ли это без ведома властей?
В одном из прошлых номеров мы написали, что из предыдущих ульяновских руководителей смелости бодаться с энергетиками хватало Юрию Горячеву, а Владимиру Шаманову – нет. Блоггеры нас поправили: Шаманов провел-таки независимый аудит энерготарифов и выявил, что на электроэнергию, например, они завышены в 11 раз, после чего быстро вылетел из губернаторов. Выбил его тогдашний полпред президента, ближайший соратник Чубайса, придумавшего нынешний способ расчета тарифов, Сергей Кириенко. И без прокуратуры этот змеиный клубок вряд ли удастся распутать. Саратовец тут прав.
Андрей Семенов