Президент России Владимир ПУТИН утвердил перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства.
Проблема ЖКХ по социологическим опросам вновь (уже который месяц) – на первом плане. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, какие проблемы тревожат россиян в масштабах страны – проблемный фон июня. В топ-5 проблем страны, по мнению ее жителей, входят коррупция и бюрократизм, ситуация в сфере здравоохранения, на третьем месте – низкий уровень жизни, на втором – инфляция. Возглавляет же список главных проблем России по-прежнему ЖКХ (55% от опрошенных).
В июле ситуация с общественными страхам и перед ЖКХ не изменится, либо, скорее всего, ухудшится из-за повышения тарифов. К нам в редакцию уже звонят читатели, обеспокоенные показателями роста платы за ЖКХ, о чем мы рассказывали в прошлом номере «Управдома». Это притом, что мы написали лишь о повышении тарифов на коммунальные услуги и ничего не сказали про строку «содержание и ремонт», а ведь и там намечаются изменения размера платы…
Накануне официальный сайт Кремля опубликовал поручения, данные Президентом по итогам майского Госсовета. Правительству РФ поручено обеспечить достижение ряда целевых показателей, а именно:
к 2016 году – передать частным операторам на основе концессионных соглашений объекты ЖКХ всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление;
к 2017 году – снизить не менее чем в 1,5 раза количество аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов;
к 2018 году – снизить до нормативного уровня технологические потери коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям;
к 2020 году – модернизировать коммунальную инфраструктуру до нормативного уровня износа основных фондов.
Но, пожалуй, самое долгожданное и близкое по срокам:
до 1 октября 2013 года – представить предложения по установлению и применению долгосрочного тарифа на коммунальные услуги на период, сопоставимый со сроком окупаемости инвестиционных проектов, и определить критерии эффективности управления государственных и муниципальных предприятий ЖКХ.
И хотя уже идут разговоры то о 3-х, то 5-летнем сроке, на самом деле, пока не известно, когда и насколько заморозят тарифы. Интересно, что одновременно с проработкой этого вопроса ПУТИН также рекомендовал губернаторам совместно с прокуратурой, МВД и УФАС проверить муниципальные предприятия ЖКХ на аффилированность с чиновниками – к 1 ноября 2013 года.
По словам Президента Владимира ПУТИНА, оборот рынка в жилищно-коммунальной сфере составляет 4,2 трлн. рублей в год. Это 7% от ВВП всей страны! Только население платит за ЖКХ более 1,3 трлн. рублей в год. Огромные деньги, постоянно растущие тарифы, но при этом ЖКХ все равно находится на грани коллапса.
По данным министра регионального развития РФ Игоря СЛЮНЯЕВА, в настоящее время в коммунальной инфраструктуре средний уровень физического износа основных фондов составляет 60%, достигая в отдельных муниципальных образованиях 70-80%. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Наиболее остро эта проблема стоит в малых и средних городах. Потребность ЖКХ в финансовых средствах только на восстановление коммунальной инфраструктуры составляет 4,1 трлн. рублей.Чтобы довести всю отрасль до нормы износа, нужно уже 9 трлн.рублей – эту цифру на заседании Госсовета назвал сам Владимир ПУТИН.
То есть управление этими огромными деньгами ЖКХ осуществляется неэффективно. Поэтому Президент РФ дает поручение передать муниципальные или государственные объекты ЖКХ в частные руки по концессии. Доля государства или муниципалитетов в таких структурах будет составлять не более 25%. В концессии частным операторам объекты ЖКХ активно начнут передавать уже в текущем 2013 году.
Однако где гарантия, что частные операторы будут действовать более эффективно именно с точки зрения потребителей, а не с позиции «взять и добить»? Почему мы думаем, что частные инвесторы захотят вкладывать в ЖКХ, когда проще взять предлагаемые им объекты, выжать из них всю возможную прибыль, а затем просто бросить, обанкротив?
Если серьезные инвесторы до сих пор не пришли в ЖКХ, значит, для этого не было предпосылок, не было условий. Кто должен создать эти условия? Государство, правительство путем установления правил игры, соответствующих законов. Так почему же до сих пор не создали?! Может быть, потому, что невыгодно было, так как государство само является крупнейшим игроком на рынке, и конкуренты ему не нужны? Однако сегодня ресурс исчерпан. Как сказал СЛЮНЯЕВ во время визита в Ульяновск, «в ЖКХ мы живем наследием СССР». Так вот, это наследие за 20 лет наконец истощилось, элементарно отработало свой срок службы, и стало понятно, что дальше так же нещадно его эксплуатировать уже не получится. Что же делать? Отдать в частные руки! Но кому нужны дырявые трубы, почти полностью изношенные сети, устаревшие котельные, кто их возьмет вообще?..
Президент поставил задачу – привлечь капитал в ЖКХ. Правительство РФ должно доложить о том, где собирается брать деньги уже к 15 декабря 2013 года. Отчитываться об этом региональные власти обязали раз в полгода. То есть теперь это – головная боль губернаторов.
Привлечь частников в ЖКХ, по мнению Президента, должны долгосрочные тарифы, действующие в течение всего периода окупаемости инвестпроектов. По словам главы рабочей группы по реформированию ЖКХ Андрея ЧИБИСА, уже подготовлено необходимое законодательство для запуска механизма долгосрочных тарифов и привлечения инвесторов. Предполагается, что в концессионные соглашения будет включаться тарифная формула с гарантией по уровню доходности. Механизм будет опробован на ряде пилотных регионов в 2014 году, а с 2016 года станет обязательным.
Для Ульяновской области концессия, прямо скажем, – не лучший вариант. Ведь что означает «с гарантией по уровню доходности», кто выдаст эту гарантию? Только областной бюджет. То есть, если инвесторы не смогут получить прибыль, иначе говоря, потребители (то есть, мы, население и предприятия) не смогут заплатить частникам экономически обоснованный тариф, то разницу придется компенсировать из бюджета. И понятно, что инвесторы, прежде чем вложить хоть копейку, будут оценивать надежность гаранта, то бишь нашего бюджета, будут сравнивать его с возможными потерями. А потери, в силу откровенно небогатого населения и далеко не самой развитой экономики, могут быть весьма внушительными. Захотят ли инвесторы так рисковать – вопрос открытый.