Прочь от современного джинсового мира, поставленного на поток, и клише, прочно закрепившихся в скучных учебниках, сбежали любители старины из разных уголков России, Украины и Белоруссии в Новую Беденьгу. Здесь на территории археопарка «Междуречье» во второй раз прошел фестиваль «Волжский путь».
Любопытных, желающих посмотреть на живую историю, не спугнул даже непрекращающийся все эти дни дождь. Организаторы рассчитывали перекрыть цифру прошлого года – пять с половиной тысяч зрителей, и, по словам председателя совета ремесленной палаты Ульяновской области Андрея Натариуса, им это удалось.
Брать решили не только количеством. В этом году здесь появились новые постройки и еще одно озеро с мини-пляжем. Водоемы называют изумрудными за характерный цвет на глади, когда выходит солнце.

Горожанка или просто княжна
– Погода не пугает, мы помолимся своим богам, – смеется ответственная за лагерь реконструкторов Альфия Темир-Булатова. – Общее количество участников – около 150 плюс ремесленники, музыканты. Это самый крупный фестиваль в ПФО, реконструирующий раннее средневековье и эпоху XIII – XIV веков.
В обычной жизни Альфия – московский адвокат, в историческом лагере – зажиточная горожанка, почти княжна. О ее высоком статусе говорят шелковые платья и пояс, вышитое золотом очелье и серебряные колты. Как и полагается богатой моднице, на фестиваль она привезла три костюма, почти на каждый день. Правда, признается, шила не сама, помогали подруги.
Необычное хобби для Темир-Булатовой превратилось во вторую работу. Исторической реконструкцией она занимается еще со школьной скамьи. Последнее время молодая девушка организовывает слеты клубов.
– Мы делаем фестиваль и для себя, и для зрителей. Давно друг друга знаем – нас здесь от Калининграда до Владивостока, берем специально отпуск, чтобы пообщаться, как, например, археологи или сноубордисты едут на свои слеты. Но мы хотим все рассказать зрителям, потому что это история и Руси, и ближайших государств. В таком выражении ее очень интересно изучать. Нам хочется показывать, что меч весил не 12 килограммов, в Ледовом побоище было всего несколько тысяч бойцов, а не стотысячная армия, то есть уйти от каких-то клише и показать реально, какой была история. Может, кто-то заинтересуется.
Помимо внешнего облика для реконструкторов важно воссоздание быта. Походные юрты и пища в глиняной посуде – необходимые атрибуты исторической деревни. Участники стараются не курить и не разговаривать по телефону хотя бы в открытых местах. Но до фанатизма не доходит: пользуются ли «Фейри» крестьяне, бояре и воины, чтобы помыть свои плошки, никто не проверяет.

Чем примитивнее, тем уникальнее
За ремесленную программу фестиваля отвечал руководитель мастерской «Настоящее прошлое» Яков Внуков. На специальной площадке собрали мастеров, которые восстановили ремесла, процветавшие тысячу лет назад на нынешней Ульяновской земле в эпоху торгового тракта «Волжский путь». Это работа с кожей, металлом, тканями, сборка доспехов, гончарное дело…
– Каждый ремесленник думает, что его дело самое сложное, – считает Внуков. – Сложно судить так, потому что всякому ремеслу нужно учиться.
Сам Яков показывал зрителям изготовление стеклянных бус по технологии тысячелетней давности. По его мнению, техника производства этих украшений прошла сквозь века и не изменилась по сравнению с глубоким прошлым.
– Единственное, в современной технике появились газовые горелки, электрические печи, но сами приемы и сырье остались такими же. Сырье – стеклянные разно-цветные палочки, муранское стекло – заказываем в Италии и методом навивки делаем бусины. Работа уникальна тем, что сделана не современными приспособлениями, а примитивными.

Фольклор и рок
Атмосферу средневековья дополнили две музыкальные этногруппы. Первая – известная в своих кругах «Стары Ольса», исполняющая средневековую белорусскую музыку. Их песни, все без исключения, основываются на исторических источниках – письменных произведениях
XIV – XVII веков и нотных материалах XVI – XIX веков. Музыканты соединяют звучание древних белорусских и общеевропейских средневековых инструментов – лютни, флейты, мандолины, арабского барабана.
Мощным звучанием средневековой волынки и зажигательным ритмом барабанов и перкуссии публику заряжала вторая – фолк-рок-группа FINIUM из Белгорода.
– Научиться играть на волынке несложно, если хватает терпения, впрочем, как и на любом инструменте, – говорит лидер группы Никита Кобзарь, долго настраивающий капризный инструмент родом из Германии. – Я учился играть самостоятельно, в Белгороде просто не было учителей подобного направления.
Валентина КАМАНИНА