Владимир Путин потребовал от глав регионов обеспечить доступность медицинских услуг для населения
Больше половины граждан – около 65 процентов – поставили российской медицине твердую двойку, и лишь около трети пациентов удовлетворены уровнем поликлиник и больниц. Данные социологических опросов, озвученные президентом в самом начале заседания президиума Госсовета, и задали тон разговору о проблемах медицины.
Дефицит средств в региональных программах по развитию бесплатной медицины составляет колоссальную сумму. А это значит, что за медицинские услуги, которые должны предоставляться за государственный счет, пациентам приходится платить из своего кармана.
«В 54 регионах дефицит превышает 120 миллиардов рублей. Напомню, в прошлом году 66 регионов – 164 миллиарда, в этом году 54 региона – 120 миллиардов. Подчеркну, что финансирование бесплатной помощи должно соответствовать ее объему. Если в региональных программах гарантируется определенный набор услуг, но средства для этого не выделяются, значит, никаких гарантий нет», – сказал Владимир Путин.
Президент потребовал от региональных властей обеспечить доступность медицинских услуг для населения, чтобы в каждом регионе был составлен четкий перечень бесплатных медицинских услуг. Пациент должен понимать, какой объем помощи ему гарантирует государство. Неразбериха в этих вопросах, считает Путин, – прямая дорога к коррупции и поборам.
«Уже не раз говорил: обеспечение доступности медпомощи – одна из приоритетных задач. И главы регионов, профильные ведомства обязаны сосредоточить на ее решении самое пристальное внимание. Создать передвижные центры здоровья, развивать санитарную авиацию, внедрять дистанционные формы медпомощи», – сказал Путин. По словам президента, главная роль в обеспечении повышения доступности и качества медицинской помощи принадлежит именно субъектам Федерации.
В ходе заседания президиума Госсовета президент России Владимир Путин поручил Министерству здравоохранения вплотную заняться усовершенствованием действующей системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
По словам президента, система ОМС в России пока «недотягивает до цивилизованного, современного уровня» и не стала страховой в полном смысле этого слова. «Страховые медицинские организации в основном исполняют лишь функции посредников при передаче финансовых средств. Кроме того, они не мотивированы на повышение качества медпомощи и практически не несут за нее никакой ответственности», – отметил глава государства, поручив Минздраву улучшить работу системы.
Новые подходы нужны и в организации деятельности медучреждений. Врач должен быть заинтересован в результатах своей работы, а его зарплата – напрямую зависеть от того, насколько эффективным оказалось лечение.
В свою очередь, губернатор Сергей Морозов инициировал ввести единую независимую систему оценки качества медицинских услуг на территории Российской Федерации.
Выступая на заседании Госсовета, глава региона отметил, что колоссальный рост внимания государства к отрасли, многократно возросшее финансирование кардинально не меняют сложившегося негативного отношения к медицине со стороны потребителей услуг. «Убежден, какие бы значительные средства мы ни направили, ничего принципиально не поменяется, так как кадры, которые работают в капитально отремонтированных учреждениях, на суперсовременном оборудовании, остались прежними. Нам нужно менять отношение работников здравоохранения, и не только к пациентам, но и к своей работе в целом. Необходимо мотивировать медицинский персонал на иное мышление по отношению к пациенту, руководителей – на иные подходы, на развитие учреждений, которые они возглавляют»,- отметил Сергей Морозов.
Глава региона предложил ввести единую систему оценки качества медицинских услуг, нацеленную на разные целевые аудитории (управленческое звено, профессионалов, пациентов), показатели, отражающие разные стороны деятельности лечебных учреждений.
«Среди таких показателей могут быть и оценка эффективности лечения заболеваний, и уровень материальной оснащенности учреждения, и квалификация персонала, его благожелательность, и наличие качественного сервиса, и информация о ценах на платные услуги и, в конечном итоге, уровень удовлетворенности пациентов полученными услугами. Это не полный перечень. Он может быть расширен. Важно, чтобы при подготовке показателей и рейтингов было четкое понимание, решению какой проблемы, достижению какой цели служит каждый из них, что сможет изменить. Принципиально важно – чтобы индикаторы и построенные на их основе рейтинги учитывали мнение и профессионального сообщества, и общественности, были доступны и понятны рядовым гражданам – потребителям услуг в здравоохранении», – предложил Сергей Морозов.
По его мнению, все это будет способствовать формированию здоровой конкурентной среды в здравоохранении, выявит сильные и слабые учреждения, создаст стимулы для развития лечебных учреждений.
Выступая на совещании, губернаторы поддержали идею целевого набора в медицинские вузы абитуриентов из тех регионов, где существует острая нехватка кадров. Более доступной медицинскую помощь сделает и повсеместное внедрение в поликлиниках электронного документооборота, чтобы на прием к врачу можно было бы записаться через Интернет.

Цифра
850 фельдшерских пунктов, согласно планам Минздрава, будет создано на селе в ближайшие годы, в районных больницах появится 6 тысяч новых мест.

Иван Смышлёный