Георгий Кузнецов
Ульяновск поборется за право окраски самолётов «Аэрофлота».
В конце июля ЗАО «Авиастар-СП» передало на покраску очередной авиалайнер SSJ-100 для авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии». На этот раз, в отличие от предыдущих, окраска будет проведена в Чехии. Затем самолет прилетит в центр передачи в подмосковный город Жуковский для завершения заводских испытаний.
Ульяновские авиастроители вынужденно «ограничились» проведением полного комплекса работ по монтажу в так называемой полной комплектации (full). Она отличается обновленной системой управления полетом (Flight Management System (FMS)) и наличием погодного радара с функцией определения сдвига ветра. По сравнению с лайт-версией увеличилось количество камер системы видеонаблюдения. Сделано раздельное управление освещением в салонах эконом- и бизнес-классов, добавлено еще одно рабочее место бортпроводника. Кроме того, в салоне появился персональный обдув пассажирских кресел, самолет оборудован тремя туалетными комнатами с пеленальными столиками, а каждый блок пассажирских кресел имеет дополнительную кислородную маску. Согласно пожеланиям пассажиров, в самолете появилось дополнительное место для крепления детской люльки. Таким образом, от своих предшественников новый самолет отличается интерьером с повышенной степенью комфортности.
Это уже третий Sukhoi Superjet 100, на котором специалисты цехов 286 и 294 производства окончательной сборки ЗАО «Авиастар-СП» провели подобные работы, и пятый по счету в этом году. По словам руководителя проекта Виктора Герасимова, в начале августа ожидается прибытие на «Авиа-стар» из Комсомольска-на-Амуре очередного SSJ-100 для авиакомпании «Газпромавиа».
Что же касается окраски, полтора месяца назад на авиасалоне в Ле Бурже президент российской компании «Гражданские самолеты Сухого» Андрей Калиновский рассказал, что достигнута договоренность с компанией ирландской Eirtech, являющейся владельцем покрасочного цеха в чешской Остраве, о проведении работ именно на этом предприятии.
По его словам, приход Sukhoi Superjet 100 на чешский авиационный рынок не случаен. Основная причина – применение Eirtech передовых технологий для покраски воздушных судов. Если верить Андрею Калиновскому, вес воздушного судна, покрашенного в Чехии, снизится приблизительно на восемьдесят килограммов.
Впрочем, чешская линия, по мнению специалистов «Гражданских самолетов Сухого», должна не заменить уже существующие – в Ульяновске и в Италии, а дополнить их. Одним из самых ощутимых преимуществ при использовании сразу трех покрасочных линий должно стать заметное увеличение темпов производства SSJ-100. До этого пробную окраску в Чехии прошел SSJ-100 авиакомпании «Якутия». Согласно новому контракту, чешская линия будет заниматься покраской исключительно самолетов «Аэрофлота», которые раньше проходили через ульяновское «Спектр-Авиа», окрасившее 10 из 12 SSJ-100 компании.
Вчера, в ходе заседания областного правительства, озабоченность ситуацией выказал губернатор Сергей Морозов. Он удивился претензиям на качество ульяновской покраски (а «Спектр-Авиа» работает не только с отечественными, но и многими зарубежными авиакомпаниями) и попросил подготовить за его подписью обращение к соответствующим федеральным структурам. «Это государственные деньги, – «отметил глава региона, – и я хотел бы, чтобы они осваивались в Ульяновске, учитывая меньшую стоимость и такое же качество проводимых у нас работ».
В свою очередь гендиректор управляющей компании «Ульяновский авиационный кластер» Вильдан Зиннуров прокомментировал происходящее так: «Не думаю, что «чешский эксперимент» закончится успешно; в итоге все вернется туда, куда должно».