или Кто выиграет в результате объединения «М.видео» и «Эльдорадо»?
Объявленное слияние двух крупнейших торговых сетей в сегменте бытовой техники и электроники, «М.видео» и «Эльдорадо», стало одной из наиболее обсуждаемых тем в российском ретейле. Особый интерес к ситуации вызывает предписание, выданное сетям Федеральной антимонопольной службой – в ряде регионов они обязаны снизить свое суммарное присутствие, избавившись от торговых точек. В этом ряду упоминается и Ульяновская область. Однако «Ульяновской правде» удалось выяснить: повода для сенсаций нет.
Внимательный взгляд отметит, что в предписаниях ФАС указано, что новая объединенная компания, которая появится в результате сделки, должна прекратить торговлю на части торговых площадей в течение шести месяцев после совершения сделки. Также антимонопольная служба добавила, что ретейлерам необходимо будет расторгнуть договоры аренды и сублицензионные договоры или продать объекты, находящиеся в собственности. Причем речь идет о точках как ООО «М.видео Менеджмент», так и ООО «Эльдорадо».
В «М.видео» в целом позитивно оценивают решение ФАС. Со слов пресс-службы компании, руководство «М.видео» продолжает консультации с компанией PPF (владелец ООО «Эльдорадо») с учетом полученных предписаний.
В «Эльдорадо» комментариев относительно сделки не дают, однако работа магазинов идет без изменений: в прежнем режиме продолжаются акции, растет региональная сеть, идет актив-
ная интернет-экспансия, развитие новых форматов. С начала года компания открыла интернет-подразделения почти в 20 городах по всей России, а сеть пунктов заказа и выдачи – небольших торговых точек, предлагающих покупателям товары по специальным интернет-ценам и полный набор дополнительных услуг – включает в себя уже 120 площадок.
Согласно сообщению компании, «Эльдорадо» продолжает реализацию выбранной стратегии развития, которая никак не изменилась в связи с идущей сделкой.
Экспертное сообщество склоняется к тому, что сделка по консолидации двух крупнейших российских ретейлеров бытовой техники и электроники благотворно скажется на развитии рынка. В частности, аналитик «ВТБ-капитал» Мария Колбина считает: «От этого объединения никто не пострадает, а наоборот, выиграет. Во-первых, у нас появляется крупный игрок, который имеет лидирующую долю на рынке, который обозначил около 21% по итогам 2012 года. Второе –
он подстегнет общую неконсолидированную розницу. Поэтому я думаю, что для сектора благо наличие крупного конкурента, который будет в чем-то диктовать правильные, качественные условия на рынке, со специальным качественным ассортиментом, ценообразованием, более агрессивным развитием онлайн-ретейла. Поэтому у нас сектор должен укрепиться, а некачественные игроки чуть быстрее уйдут с рынка».
Прогнозируется, что такая крупная сделка, как слияние «М.видео» и «Эльдорадо», может завершиться не ранее, чем к середине 2014 года. Таким образом, предписанные ФАС изменения в работе двух сетей можно ожидать к концу 2014 года. До того времени магазины сетей «М.видео» и «Эльдорадо», скорее всего, будут работать в штатном режиме.
Определенный интерес в среде маркетологов вызывает судьба конкретных брендов – что произойдет с ними в результате слияния. На данный момент сеть «Эльдорадо» – это крупнейший в России ретейлер БТЭ по количеству магазинов. У компании около 400 собственных гипермаркетов, более 30 интернет-подразделений, 120 пунктов заказа и выдачи интернет-магазина, а также около 300 магазинов, работающих по франшизе. Общий объем продаж компании в прошлом году составил 112 млрд руб. «Эльдорадо» контролирует 8,6% рынка бытовой техники.
Учитывая, что уже несколько лет компания не снижает темпы развития, эксперты уверены, что по итогам сделки такой сильный бренд останется на рынке. Так, управляющий партнер London Consulting&Management Company Дмитрий Золин считает, что «М.видео» и «Эльдорадо» – это два разных бренда, два разных магазина, устроенных по-разному. Здесь существует возможность как работы под одним брендом, так и сохранения нескольких брендов, как мы это наблюдали в результате слияния-поглощения «Пятерочки» с «Перекрестком» и впоследствии с «Каруселью».
Что касается интересов потребителей, то комментаторы сделки напоминают: согласно статье 58 части 1 ГК РФ, при слиянии таких крупных игроков все гарантийные обязательства перед потребителями берет на себя новый владелец или новое юридическое лицо. Таким образом, покупатель в любом случае получает весь положенный по закону послепродажный сервис вне зависимости от того, под какой вывеской будет работать магазин.
Ева Невская