Всё это раньше было. Работали научно-исследовательские институты сельского хозяйства, а при них учебно-опытные хозяйства, которые занимались выведением элитных семян и реализацией их в хозяйства. Сейчас по России таких остались единицы. «Мы остановились на том, – говорит заместитель председателя правительства – министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин, – что должны вернуть эту систему. Определили перечень хозяйств, которые будут заниматься элитным семеноводством. Пишем программу по семеноводческим хозяйствам, чтобы они могли приобретать в Ульяновском НИИ сельского хозяйства первые исходные формы семян, размножать их и давать возможность другим сельхозпроизводителям приобретать элиту. В перечень внесены хозяйства, по одному – два в каждом районе, которые уже занимаются семеноводством, знают в этом толк, имеют знания, условия и опыт».

В этом заложен большой смысл. Специалисты знают, что мало только вырастить элитные семена, нужно их подрабатывать и сохранять. Для этого требуется специальное оборудование: на обычной технике качественные семена не получишь. Есть, например, оборудование немецкой фирмы «Пектус», которое может выбирать семена не только по их размеру, но и удельному весу. Имеется также много других параметров, по которым отбираются семена. И это не случайность и не чья-то прихоть. Крестьяне, как никто другой, проверили на собственном опыте и убедились, что от худого семени не жди доброго племени.

Понятно, что элитные семена будут по стоимости дороже обычных. Иначе не может быть, если учесть, что отдача от них много выше и урожаи богаче. Хозяйствам, конечно же, тяжело покупать элитные семена по высоким ценам. Но если их просубсидировать, цепочка заработает.

В свою очередь, как заверяет министр, сегодня в регионе разрабатываются меры поддержки семеноводческих хозяйств, труд которых высокозатратен. Помощь будет оказываться по отдельной программе. Денег Минсельхозу области пока не дали: это в планах будущего года. Но основа уже заложена.

Решено остановиться на разработках Ульяновского НИИ сельского хозяйства. Хотя в седьмой зоне, куда входит Ульяновская область, есть и другие институты. Смысл понятен. Нашим учёным тоже есть чем похвалиться: пшеницей сортов «Симбирцит» и «Маргарита», многими сортами овса, которые имеют широкую известность и используются далеко за пределами региона. Опять же, своих учёных надо поддерживать в первую очередь. Наука тогда полезна и продуктивна, когда наиболее близко расположена к производству.

К работе с элитными семенами, по мнению Александра Чепухина, готовы, прежде всего, хозяйства, которые умеют просчитывать перспективу и выгоду. Другие, которые не умеют, учатся у тех, кто уже освоил такое производство. Сегодня достаточно много хозяйств, которые всегда готовы поделиться опытом. К ним едут учиться со всех концов региона.

Виктор Никитин