Все мы знаем, что надо готовить ребенка ко взрослой жизни и будущей профессии. Не все знаем – как? Свои ответы на этот нелегкий вопрос предлагает проект научного центра Cerebrum, что родился в областном Дворце творчества детей и молодежи и региональном министерстве , образования.
На днях его обсудили в рамках V Гражданского форума «Будущее начинается сегодня» на круглом столе «Научно-интерактивный центр для детей как объект развития региона».
Конечно, авторы проекта изучили опыт российских и зарубежных коллег. В России подобные центры действуют в Москве и Санкт-Петербурге. К примеру, музей занимательной науки «Умникум», где детей знакомят с законами физики и химии. Или семейный тематический парк «Мастерславль» – взрослый мир в миниатюре, где ребята пробуют себя в различных профессиях.
В Дубае (ОАЭ) действует детский комплекс KIDZAHMfl, расположенный в торгово-развлекательном центре. Это целый городе магазинами, офисами, фабриками, отелями и больницами. Главные хозяева этого города – дети. Они зарабатывают здесь своим трудом денежки – кидзо, примеряют на себя взрослую жизнь. Можно попробовать себя в роли зубного врача или строителя, парикмахера или пожарного.
В научном парке достижения науки и техники можно тестировать на себе и «пощупать руками».
Это комплекс познавательных развлечений, аттракционов и обучающих экспонатов для посетителей всех возрастов, любителей техники, химических опытов и математических задач. Здесь, к примеру, можно определить температуру звезд и построить мосты через реку, покататься на цинковом велосипеде по канату и побродить в скафандре по «поверхности Луны».
Не стоит изобретать велосипед, если есть достойные методические разработки со своими «изюминками», которые можно дополнить и развить свежими идеями. Необычный для нашего региона проект Cerebrum представила на круглом столе директор Дворца творчества детей и молодежи Оксана Солнцева. Главная цель проекта – «создание единой системы непрерывного развития самостоятельной, активно развивающейся, социальной и творческой личности, способной к адаптации и самореализации в современном обществе». Проще говоря, желаниеподготовить ребенка ко взрослой жизни, чтобы он смог выбрать профессию с пользой для себя и для общества. Чтобы, выйдя из центра, он знал, кем он хочет быть или кем точно не будет.
Научный парк Cerebrum предполагается создать на базе Дворца творчества. Планируется построить рядом спортивный комплекс и медиацентр, где будут располагаться аудитории для занятий, основные экспозиции и передвижные выставки, благоустроить территорию для занятий и активного отдыха под открытым небом. Основные направления деятельности – образовательное, научно-методическое и культурно-досуговое. Работа будет вестись по трем возрастным категориям: дети до 10 лет, ребята с 10 до 15 лет и подростки с 15 до 19 лет. В каждом возрасте у ребенка будут формировать и развивать интерес к техническим, естественным дисциплинам; научно исследовательской деятельности.
На круглом столе были высказаны предложения, сомнения и замечания по проекту Cerebrum. Так, преподаватель УлГУ Сергей Бакланов, один из разработчиков концепции данного проекта, считает, что не очень удачно выбрано название (в переводе с латыни – анатомический мозг), что необходимо увеличить отраслевые знания – к естественно-научным добавить лингвистику, радиоэлектронику, робототехнику. Нужно определиться и с источником финансирования, от чего зависит и концепция центра – развлекать или обучать. В Финляндии, к примеру, «Эврика» на 50 процентов финансируется из муниципального бюджета, а 50 процентов
– собственные доходы. В аналогичных коммерческих центрах в Москве и Санкт-Петербурге «делают бизнес»… Вопросов много: от организации на базе центра дискуссионных площадок, платного или бесплатного входа до сертификации экспонатов и их обслуживания.
– Конечно, в одиночку региональное министерство образования этот проект не осилит,
– справедливо считает Оксана Солнцева. – Мы приглашаем участвовать в его создании вузы, предприятия, учреждения среднего и дополнительного образования. Сейчас создается пошаговый план реализации проекта на 2014 год.
Участники обсуждения сошлись в главном: проект Cerebrum должен занять достойное место в региональной системе образования.