Несколько последних дней как-то не к месту и довольно часто, в СМИ начали вспоминать несостоявшийся транзит нелетальных военных грузов НАТО из Афганистана. Внесем немного ясности.
Идея воспользоваться территорией РФ для вывоза военного имущества НАТО из Афганистана появилась еще в 2010 году. Когда стало ясно, что военную операцию сворачивают, а вывоз имущества (эвакуация, собственно контингента, проходит морем) иными маршрутами затруднен вследствие политических противоречий. Сразу же в качестве основного варианта начал рассматриваться аэропорт «Ульяновск-Восточный»: одна из самых длинных взлетно-посадочных полос в мире, способность принимать самолеты любого класса, наличие подъездных железнодорожных путей.
Экономически выиграть должны были «РЖД», «Волга-Днепр», аэропорт «Ульяновск-Восточный», а следовательно, и бюджет Ульяновской области. Несмотря на то, что речь шла о транзите только грузов европейского контингента, дело обещало быть максимально прибыльным. Приблизительный объем – 60-70 тысяч контейнеров. Учитывая, что даже самый большой транспортник мира «Руслан» берет их на борт в количестве не более 12, можно подсчитать о каком числе взлёт-посадок в аэропорту «Ульяновск-Восточный», за каждую из которых и получает деньги «Авиастар», которому принадлежит аэропорт, шла речь…
К концу марта 2012-го, после совещания в Риге с участием всех заинтересованных сторон (МИД, представителей воздушных и железнодорожных перевозчиков, таможни, ФСКН и т. д.), было объявлено, что схема и техническое обеспечение транзита полностью готовы. Определены были и первые пробные «пассажиры» – 12 контейнеров с военным имуществом Великобритании. Оставалось только дождаться ратификации Правительства РФ.
В то же время «левые», в первую очередь – представители КПРФ, организовали пикеты в Ульяновске, Рязани и Пензе, а первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников, выступая на партийном пленуме, намекнул на вероятность «широкой акции протеста». Впрочем, самыми «яркими» событиями антинатовской компании стал скандал с участием лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова и трехдневная голодовка ульяновских «комми» неподалеку от «Ульяновска-Восточного». На большее – не хватило фантазии.
Закончилась идея с транзитом, увы, ничем. Англичане свои контейнеры провезли. Но не в начале – в конце 2012-го года. Тендер на перевозки НАТО так и не объявило. Кто виноват?
Принято говорить о непомерно завышенной цене. Эту версию неизвестно почему поддерживает и лидер ульяновского отделения КПРФ. (Он кстати, в прошлогодних событиях засветился не так сильно, как господа Наири Чатинян и Алексей Рябов, кто-то из этих двух даже «голодал» у аэродрома, зато, в отличии от них, в выборах участвует…).
На самом деле, речь всего лишь о большой политике. Достаточно сказать, что натовцы хотели по железной дороге везти из Ульяновска груз в порты Прибалтики. Им же упорно предлагали вариант с Питером и Мурманском. Что не дороже, но увеличивает время и степень российского влияния на транзит, а главное, сильно обижает «друзей-прибалтов». Не дай бог, гордые эсты обидятся.
Идея превращения Ульяновска в крупнейший мультимодальный логистический центр не умрет. Уж больно соблазнительны географическое положение и инфраструктура. Лишь бы коммунисты не оголодали…
Феликс ИЛИН