Круглый стол «Формирование региональной идентичности», прошедший на днях в пресс-центре «Культурной столицы», привлек к себе внимание, конечно же, участием в нем московского гостя, доктора философских наук Игоря Чубайса, брата Анатолия Чубайса, известного также и своими собственными либеральными взглядами. Впрочем, в Ульяновске И.Чубайс своих антипутинских высказываний не повторял, имени президента даже не упомянул, отыгравшись на «эффективном менеджере» Сталине в конце своей речи. На этот раз он говорил о патриотизме, и со многим в его словах можно согласиться. Патриотизм как сопереживание судеб своей страны и народа, чувство сопричастности его судьбе, переживание за его культуру, язык, со ссылками на авторитет Ф.М.Достоевского, – под этим подпишется любой консерватор, ведь и сам Достоевский был консерватор.

Однако, Игорь Чубайс обладает также удивительной способностью смешивать Божий дар с яичницей, причем с собственного приготовления «антисталинской яичницей». Не будем вдаваться в его философские построения, основанные на концепции «исторического разрыва» русской истории в 1917 году, после которого установился «политически неправильный режим». Концепция мало сказать спорная, ибо тогда не понятно не только что делать с коммунистами и созданным ими СССР, но и с Гегелем, с его: «Все разумное – действительно, все действительное – разумно». На этот раз он все-таки больше говорил о патриотизме, в смысле идентичности.

С этим дело у нас обстоит плохо, особенно в Москве, особенно на телеканале «Дождь», либеральном, кстати, канале, где уже, кажется, переходят на английский язык. Логично предположить, что именно с этой аудиторией и надо работать в смысле патриотичности и идентичности, но эта тема не получила продолжения.

Далее последовал краткий экскурс в историю российского патриотизма, показывающий двойственность и многозначность этого понятия. Фактически лекция была интересная. До 1934 года даже термин «патриотизм» не употреблялся в Советской России, после этого года появился «советский патриотизм», в институтах возобновили работу закрытые было исторические факультеты. Это серьезный исторический факт, но как его объясняет наш профессор! Оказывается дело в том, что в 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер, и это стало причиной появления «советского патриотизма».

Мы позволим себе напомнить профессору, что в 1934 году Сталин выдворил из России Льва Троцкого, а вместе с ним идею мировой «перманентной революции», которая сама по себе отрицает любой патриотизм. У мировой революции, как известно, нет Отечества, и любой иностранец имеет право в ней поучаствовать. После высылки Троцкого только и может появиться «советский патриотизм», и он появляется, так сказать, естественным путем, после снятия табу на него. Но «антисталинская яичница» в голове не позволяет профессору говорить о настоящей причине в виде высылки Троцкого и разрыва с троцкизмом, и он подменяет ее на Гитлера, которого при всякой возможности старается ставить рядом со Сталиным.

После такого экзерсиса дальнейшие исторические и философские построения И.Чубайса, вызывают уже недоверие. Особенно в виду его призыва «дать правильную оценку истории», как это сделали Польша, Эстония, Украина и Германия… Во многих наших бывших «братских республиках» уже музеи «советской оккупации» открыли, – нам тоже нечто подобное нужно открыть для самоидентификации?

Вообще, мне не понятен термин «идентичность» в связи с таким патриотизмом, у него плохие коннотации. Он него веет прибалтийским профашизмом, украинским и прочим сепаратизмом, и вообще он введен в оборот европейским мультикультурализмом, который можно ведь назвать и мультиидентичностью. Эта политика терпит сейчас крушение, и грозит развалить Единую Европу, не она ли продвигается нам под видом «региональной идентичности»?

Доктор политических наук Н.Дергунова назвала идею идентификации «надуманной», тем более что она вносит путаницу в понятие национальной идентификации. Есть проблема продвижения бренда Ульяновской области, есть хорошо известное понятие «малой родины», но зачем их смешивать в «региональной идентичности»?

Региональный патриотизм, или любовь к малой родине, – какая она ни есть, потому что любят на за «что-то», а «потому–что», – есть и сегодня, но его как бы не замечают, и хотят «формировать региональную идентичность»… Как когда-то формировали «советского человека»?

Наверное, любовь к малой родине должна возрастать естественным путем, из родной почвы, и наша задача только эту почву культивировать. Именно об этом говорил на круглом, между прочим, губернатор С. Морозов. О гениях и великих людях нашей земли, от Карамзина, Гончарова, Яковлева до Ленина и Керенского. Все ли мы сделали, чтобы симбиряне/ульяновцы хорошо знали наши великие имена? Много ли у нас конкурсов на знание их трудов, премий имени великих земляков? Может быть, с этого начинается Родина, и малая, и большая?