В Старомайнском районе 27 земельных участков с домами находятся в береговой полосе, из-за чего по решению суда их владельцев могут лишить права собственности.
Семья Карцевых – уже под такой угрозой. Только вот вины людей здесь нет вообще никакой чиновники вовремя не определили точку отсчета береговой линии и Куйбышевское водохранилище, размывающее берег, откусывает все новые и новые земли.
Владислав и Татьяна Карцевыприобрели свой дом в 1989 году на берегу Волги – здание старое, еще дореволюционной постройки, хотя и зарегистрировано официально в 1917 году. Когда-то здесь было богатое купеческое поместье, теперь живут небогатые пенсионеры. Беды тогда никто не чуял: жили – не тужили, лишь отвлекаясь от своего быта на тяжбы с оформлением в собственность земельного участка и самого дома. Волга была еще далеко.
– Вот, смотрю по документам, съемка Куйбышевского водохранилища 1975 года, мы от воды дальше, чем на 20 метров, – говорит Татьяна Карцева. – Тут раньше еще здание рыбинспекции даже стояло.
Но проблема приближалась неумолимо и ежегодно: волжский берег размывался водой, а системы берегоукрепления в Старой Майне нет – на это нужны огромные деньги, только проектная документация стоила бы 250 миллионов рублей.
Тем не менее земля вдоль берега активно распродавалась, так что вскоре на набережной выстроились в ряд большие коттеджи, среди которых затерялся старинный купеческий дом, в котором пока еще живут пенсионеры Карцевы. Такое положение дел не устраивало жителей, потому что из-за частной застройки они лишились нормального прохода к берегу Волги, хотя береговая полоса предназначена для общего пользования. Собралась инициативная группа, стала требовать по всем инстанциям, чтобы те открыли проход к воде.
– Они подготовили коллективное обращение, в котором указывали адреса, которые нужно проверить, – говорит Карцева. – Но в этом списке наш дом даже не числился – к нам претензий и не было, потому что рядом как раз есть открытый для прохода переулок. Остальные же действительно понаставили заборов. Но в суд подали почему-то именно на нас.
По существующему водному законодательству на береговой полосе не должно находиться никаких частных владений, никаких зданий.
Поэтому природоохранная прокуратура подала иск в суд по аннулированию всех документов, касающихся покупки Карцевыми здания и земли, оформления их в собственность – фактически у пенсионеров собираются изъять их частные владения.
Причем руководствоваться здесь нужно было бы данными 2009 года – тогда, согласнопостановлению правительства, должны были определить так называемую 53-ю отметку, которая устанавливает границу берега Куйбышевского водохранилища, при этом являясь неизменяемой вне зависимости от размытия берега. Чиновники признают: тогда эту отметку не установили, а теперь сделать это в границах 2009 года невозможно, потому что берег размывается в Старой Майне на два метра в год.
– Сейчас эту границу нанесли, пока еще не утвержденную, на карту, причем задним числом, – говорит Карцева. – А между тем, по сравнению с 1989 годом, наш дом от Волги отстоит уже метров на семь. Разве мы в этом виноваты?
Берегоукрепление, которым должен был заниматься муниципалитет, взял на себя Владислав Карцев. Одну дамбочку он построил, но ее смыло. Смастерил вторую – все в меру своих возможностей, разумеется, – но и ей стоять осталось недолго. Причем пенсионер – почетный строитель России, прекрасно знающий, что такое 53-я отметка, знающий, чего нельзя и что можно строить в водоохранной зоне, но ничего с этим сделать не может. Остается ждать суда, который состоится на днях. Если его пенсионеры проиграют, то пойдут в областной в надежде на вынесение решения в пользу людей и здравого смысла. Ведь нарушителями они стали просто потому, что берег стал ближе, чем 24 года назад.
При этом природоохранная прокуратура, которая подавала иск в суд, успокаивает – все будет в порядке.
– Здесь каждый конкретный случай надо разбирать, – говорит руководитель Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Владимир Бесараб. – Потому что, может, вода ваш участок размыла, вы и так без огорода остались, а мы еще говорим, что вы заняли береговую полосу. Мы понимаем людей, но пусть они не переживают, мы ставим вопрос о свободном обеспечении доступа к воде, а не о изъятии земли. Люди есть люди.
Эти заявления у жителей, попавших в такую ситуацию, вызывают сомнения, тем более что в суде речь идет как раз об аннулировании права собственности на земельный участок все десять соток, что есть у пенсионеров, должны быть изъяты.
– Нам прокуроры говорят: «Вы не беспокойтесь, дом мы у вас не отнимем», – рассказывает Татьяна Карцева. – Но землю-то заберут. А какой частный дом без земли? Тем более, потом вообще могут подать иск о том, что дом с этой территории надо убрать. Я это прокурору сказала, а он помолчал и ответил: «Я бы на вашем месте вообще отсюда просто ушел». А как уйдешь, это же не кирпич с места на место переложить… Видимо, кому-то понадобилась наша земля.
Сергей Гурьянов
ник
суд прошел,,,,,,,,,землю у пенсионеров действительно отняли. БЕСПРЕДЕЛ !!!!! да здравствует наш суд !!! самый гуманный суд в мире !!!!!!!!! Судья Уланов принял решение в чьюто пользу)))))
Крылов М.А.
Да действительно суд прошел, судья рассмотрев предоставленные документы, и на мой взгляд действительно веские доказательства, что берег рушится и семья Карцевых стала заложниками ситуации, сами не подозревая того, вынес решение о прекращении права собственности на земельный участок Карцевых, на котором стоит дом 1917 года постройки. К сожалению суд не задался вопросом: Почему до настоящего времени Федеральными структурами не установлены границы ВОЗ и ПЗП, и не построено берегоукрепление, вследствие чего происходит изъятие земель у добросовестных собственников. Готовимся к апелляции, надеемся следующая инстанция вникнет в суть проблемы.