Впервые в Ульяновске открылась выставка произведений, авторы которых – все до одного – выпускники знаменитого Пензенского художественного училища. В этом учебном заведении, отмечающем свое 115-летие, учились многие мастера – и уже ушедшие из жизни, и наши современники. «Пластовская плеяда. Истоки мастерства» – проект областного Художественного музея, открывший третью международную ассамблею художников «Пластовская осень».
– Я учился в те годы, когда в профессию шли по призванию, – выступил член Союза художников Анатолий Обвинцев, закончивший другое учебное заведение – Московское высшее художественно-промышленное училище. – Мы поступали не ради получения диплома или основ ремесла, мы ждали от учителей гораздо большего.

И в этом смысле Пензенское училище дает образование на порядок качественнее. Сегодняшняя выставка, уникальная в своем роде, позволяет говорить об этом и является первым шагом на пути к обобщению.

Куратор выставки Инна Матюнина проследила судьбу ульяновских «пензенцев», начиная с художников старшего поколения: в музее хранятся лучшие работы Николая Парамонова, Спартака Горинова, Ивана Щеголева, Евгения Родина. Рядом с их портретами и пейзажами заняли место работы современников – членов Союза художников Николая Антонова, Бориса Клевогина, Галины Мишовой, Николая Паймушкина, Нины Черноваловой, скульпторов Олега Клюева, Евгения Усерднова и Дмитрия Потапова. Матюнина сопоставила акварели Николая Маврина, выполненные в духе примитива, и компьютерную графику Владимира Зунузина. Разнообразие жанров показано включением в экспозицию произведений декоративно-прикладного искусства – батиков Людмилы Обвинцевой, гобелена Валентины Сотниковой, стеклянных панно Ирины Мерзликиной.

– В конце 1970-х годов Пензенское художественное училище было в пиетете у наших учителей, ульяновских художников, – напомнила Матюнина на вернисаже. – Всех, в ком они замечали дарование, настойчиво уговаривали ехать в Пензу. И мы учились в этом училище на высоких образцах. В библиотеке хранились дореволюционные фолианты. Стены украшали слепки с античных скульптур.

В этом же здании располагался Художественный музей – и потому в училище чувствовался особый дух.

На выставке не представлены работы лишь одного старого ульяновского мастера, окончившего обучение в Пензенском художественном училище еще в 1910-е годы. Речь идет о Михаиле Радонежском. В следующем году исполнится 120 лет со дня его рождения и в Художественном музее подготовят персональную выставку художника.

Анна Школьная