Георгий Кузнецов
Как разорвать ульяновский «метановый замкнутый круг»?
На совещании по вопросу сотрудничества Ульяновской области и «Газпрома», состоявшимся на прошлой неделе с участием председателя совета директоров «большого «Газпрома» Виктора Зубкова, в числе других был поднят вопрос о совместной работе по переводу автотранспортных средств региона на газомоторное топливо.
Вроде бы, ради чего стоит переходить на этот вид топлива (метан), прекрасно понятно. Наряду с экологическими причинами к этому подталкивают и причины экономические: цена заметно ниже бензина, дизтоплива и даже пропан-бутановой смеси (попутный продукт добычи нефти), уменьшение износа двигателя, расхода смазочных материалов и т. д. В итоге экономия по использованию газомоторного КамАЗ-65115-863-30 (на таких машинах и перевозят по области, скажем, сельхозпродукцию) за один рейс в 440 километров составляет 3,46 тысячи рублей. (Данные предоставлены компанией «РариТЭК».)
Почему речь об этом зашла именно с «Газпромом»? Все просто. «Газпром», являясь главным поставщиком метана, содержит сегодня 208 «метановых» заправок, которые загружены всего на 18 процентов мощности. Что приносит корпорации один миллиард двести миллионов рублей убытков ежегодно. И это в то время как число автомобилей, ездящих на газе, возросло в мире за последние десять лет в 12 раз! Более того, как заверил Виктор Зубков, к примеру, в США за бюджетные деньги разрешено закупать исключительно газомоторный транспорт.
Учитывая, что в России самые богатые запасы газа в мире, для отопления с каждой зимой его расходуется все меньше, а бензин непрерывно дорожает, раскручивая новые витки инфляции, логичным выглядел бы переход на куда более чистое топливо.
На пороге «метановой революции»
Главное же в том, что премьер-министр Дмитрий Медведев
13 мая подписал постановление об альтернативных видах топлива, согласно которому не менее половины общественного транспорта планируется перевести на газ.
Неделей позже Виктор Зубков объявил, что «Газпром» выработал хороший пилотный проект по Татарстану, который потом можно будет тиражировать во все регионы. Я считаю, что реализация этого проекта начнется где-то уже в июне-июле, там будут расконсервироваться наши уже построенные заправки, строиться новые, будут применяться передвижные заправщики».
В дополнение к Татарстану «Газпром» отобрал еще 10 регионов, которые могут стать пилотными. По словам главы холдинга, «власти регионов проявляют интерес к проектам, надо, чтобы государство создало стимулирующие меры».
Финансирование проектов будет осуществляться за счет собственных средств «Газпрома», плюс – холдинг планирует привлекать средства Газпромбанка.
В Ульяновской области зарегистрировано более 357 тысяч автотранспортных средств: 304 тысячи легковых автомобилей, 42,7 тысячи грузовых и около 10 тысяч автобусов. Плюс в сельском хозяйстве работают 4644 трактора, 1787 самоходных зерноуборочных и 206 самоходных кормоуборочных комбайнов.
Из всего парка на газе работает только около тысячи автобусов областного центра (чуть более 800 на пропане и около 200 на метане) и 189 из 600 единиц различной техники из сферы ЖКХ (все – на метане).
Соответственно, имеется возможность перевода на метан
50-80 тысяч транспортных средств.
Что нам мешает
К сожалению, нельзя не учитывать довольно весомые сдерживающие факторы развития применения метана. Главным из них является типичный замкнутый круг: дефицит АГНКС (заправок) не позволяет массового перевода транспорта на метан, в то же время сверхмалое число автомобилей, работающих на метане, делает бессмысленным рост числа АГНКС.
Среди других факторов отметим избыточные требования по санитарным нормам и правилам по размещению газовых заправок и газового оборудования на транспортном средстве, а также по хранению машин, использующих сжатый газ (метан). Добавим сюда более высокую стоимость комплекта оборудования под переделку транспорта «под метан», чем «под пропан», и, наконец, элементарное отсутствие средств у транспортных предприятий, в том числе у бюджетных, на закупку или переделку имеющегося парка для работы на метане.
В Ульяновской области имеется всего три АГНКС – две в Ульяновске и одна в Димитровграде.
Что мы предлагаем
По словам вице-премьера – министра строительства области Александра Букина, у нас имеются реальные предложения по строительству новых АГНКС и дооборудованию существующих автозаправочных станций комплексами для заправки автомобилей сжатым газом (в частности, на это согласно ЗАО «Магнус»). Соответственно, для решения вопроса недостаточности АГНКС правительство области предложило следующее.
Принять решения о начале строительства двух АГНКС в северной части Ульяновска и Новом городе. Создать сеть из семи новых АГНКС в крупных населенных пунктах и местах пересечения федеральных и региональных трасс. Дооборудовать не менее пяти существующих АЗС, принадлежащих ЗАО «Магнус», комплексами для заправки автомобилей метаном. Создать условия для других топливо-энергетических компаний, в том числе по подключению к газовым сетям, для обеспечения строительства или дооборудования существующих АЗС такими комплексами. И сформировать льготные тарифы для потребителей региона. (Как отметил Александр Букин, частные компании, пример тому ЗАО «Магнус», готовы участвовать в мероприятиях по увеличению использования газа в качестве моторного топлива. Им только нужно оказывать содействие в минимизации затрат по подключению к газовым сетям.)
Правительство области считает, что с целью стимулирования закупок техники, работающей на газомоторном топливе, необходимо федеральным органам власти положительно решить вышеприведенные проблемные вопросы по изменению санитарных норм и правил (распоряжение Правительства РФ от 13 мая 2013 года №767-р).
В свою очередь, регион обязуется выполнить поручение о снижении ставок транспортного налога для такого транспорта. Провести ряд тематических выставок, конференции с целью формирования спроса. Организовать пробную эксплуатацию сельскохозяйственной техники, использующей газомоторное топливо, с доведением этого опыта до сельхозпроизводителей.
С целью стимулирования перевода автомобильной, коммунальной и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо предлагается оказать содействие в формировании на территории области сети центров по переводу транспортных средств и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо; оказать содействие в разработке оборудования для перевода дизельных двигателей на газ; разработать комплекс мер по поддержке организации производства комплектующих, необходимых для перевода дизельных и бензиновых двигателей на газомоторное топливо; оказать поддержку реализации профильных инвестиционных проектов.
Что мы можем
Для развития использования газомоторного топлива в области планируется утвердить совместно с ООО «Газпром газомоторное топливо» программу строительства АГНКС и региональную программу развития рынка газомоторного топлива. Установить до конца года не менее одной передвижной АГНКС. И обеспечить такой рост парка техники, работающей на метане, чтобы к моменту запуска новых АГНКС их загрузка составляла не менее 30 процентов.
В текущем году область берется переоборудовать «под метан» не менее 200 единиц автотранспорта, в 2014-м – не менее 600 единиц (плюс не менее 20 единиц сельхозтехники), в 2015-м – не менее тысячи (плюс не менее 50), а начиная с 2016-го – не менее 1200 и не менее 100 ежегодно. При этом число вновь приобретаемых автотранспортных средств, использующих газомоторное топливо, ежегодно должно составлять не менее 2000 единиц, а сельхозтехники – не менее 200. Кроме того, к 2017 году 90 процентов коммунальной техники, работающей в населенных пунктах, должно использовать газомоторное топливо.
В итоге в 2017 году в регионе будет создана сеть в составе не менее 12 АГНКС и не менее пяти комбинированных заправок (бензин – сжатый газ) с 50-70% их загрузкой.
Все эти цифры и наметки дорожной карты были приведены с одной целью. Дать понять Виктору Зубкову, что Ульяновская область готова войти в пилотный проект «Газпрома» уже сегодня, одновременно с Татарстаном. Глава газового холдинга потребовал более подробных расчетов по числу переводимого на метан транспорта, определения точных мест размещения АГНКС и прочей конкретики. В целом он дал понять, что тема обсуждаема и приемлема, а главное – места в очереди еще есть.