Выборы в облпарламент завершились. Шампанское пьют победители, а изжога у всего региона. Выборы абсолютно бесполезные, но не абсолютно безвредные. И дело не только в зря потраченных на них деньгах.
О том, что в выборах регионального законодательного органа нет смысла,я уже писал. Предлагал перейти к земской системе его формирования. Так и оказалось, что выборы абсолютно ничего не изменили, но на них были затрачены колоссальные усилия и немалые средства. Итоги выборов оказались значительно интереснее, чем предполагали разного рода аналитики и политзеваки. Партия «Единая Россия» вопреки всем прогнозам, трендам и предварительным замерам не только удержала большинство, но и укрепила своё превосходство. Раньше у мажоритарной партии было 24 из 30 мест (80%), теперь – 31 из 36 (85%). Результат партии, полученный на голосовании по спискам, также оказался выше, чем предрекали социологические прогнозы (даже придворные), и одним из самых высоких по стране.

Сравним с Москвой, где победу одержал представитель партии власти, но со значительно меньшим отрывом. Московская матрица результатов по участкам показала невиданную еще и для недавнего времени картину: при росте явки растут проценты оппозиции. До этого на всех выборах наблюдалась обратная закономерность: при росте явки рос процент «Единой России». Вывод прост: большинство уже против.

Старая формация объяснялась математиками из ЦИКа просто. Провластное большинство инертно и аполитично: чем больше его загоняли на выборы, тем больше был перевес над гиперактивными оппозиционерами (читай – над кучкой сумасшедших). К этому добавляли ещё легенду о сельских лоялистах, которые в итоге и давали желаемое большинство для ЕР.

Повторюсь: выборы в Москве показали, что высокая явка играет уже против единороссов. Об этом знали кремлёвские политтехнологи, поэтому перенесли дату выборов в самое неудобное для людей время – начало сентября. Об этом знали и заезжие самарские гастролёры во главе с Лёвой Павлючковым, поэтому вся компания была фоновой, без призывов к урнам. Обзванивали и просили проголосовать только лояльные организации, структуры и учреждения. Политтехнологи, конечно, знали, что связь явки и результатов Единой России вовсе не социальный эффект.

Старая формация, как следует из исследований по итогам думской кампании 2011 года, есть результат незаконных технологий вбросов и каруселей. «Сельские» и «городские» районы отличаются в этой системе вовсе не политическими предпочтениями, а степенью контролируемости махинаций. Как только возникал контроль или альтернативный подсчёт, результаты ЕР снижались. Доказать наличие такого «политического» эффекта в Ульяновской области просто. При вбросах и каруселях в пользу ведущей партии, доля всех остальных партий снижается пропорционально. Чем больше вброс, тем меньше разрыв между оппозиционерами.

Можно взять единственный официальный предвыборный опрос по долям партий и сравнить с итогами голосования по партийным спискам. Опрос – это желание правящей верхушки, высказанное языком придворной социологии. Итоги являют собой реализацию этого желания. Только «Единая Россия» получила прибавку, все остальные партии пропорционально сдулись. Так что Ульяновская область вовсе не социальная аномалия, в которой при падении рейтинга партия набирает ещё больше голосов, чем раньше.

Результаты выборов есть следствие политической аномалии. Следствие неразвитости партийной системы и отрицательного социального отбора. Доказать махинации на выборах, щемление конкурентов и применение административного ресурса, кроме как математически, уже нельзя. Главная «оппозиция» в виде КПРФ тему откровенно слила. Кругликову нравится роль карманного крикуна, похоже его устраивают и пара коммерсантов, заменивших в ЗСО верных Алексейчика и Мурзаханова. Поэтому пусть «технологи» наслаждаются свободой и шампанским, рассказывая сказки о великих победах. Зато можно доказать отсутствие сильной оппозиции: предвыборной агитации практически не велось, мобилизации не происходило, наблюдатели были тюфяками, явные нарушения не фиксировались, экзит-поллы и те проводились только партией власти (под видом ВЦИОМ!) для оперативного принятия «технологических» решений. Может, оппозиция продажна, как заявляет Павлючков. Похоже, так и есть. Но может, просто у неё нет навыков и ресурсов для борьбы. Сейчас нас интересует даже не это. Важно то, что Ульяновская область отстаёт в социально-политическом развитии. Мы оказались в синем поясе России.

Как гордился регион при Горячеве своей краснотой! Как с треском потом пролетал Юрий Фролович, а область отдавалась на поругание откровенным рвачам?! Соседи развивались, а Ульяновск был завязан в «красный пояс». Теперь власть гордится «синим поясом», подпевалы поют славу стабильности, большинство безмолвствует. Не пропустить бы очередной поворот социального прогресса. Для понимания – взять программу Собянина и сравнить бы с программой Морозова. Взять сможем, да сравнивать не с чем.

Опишу в качестве итогов, какие издержки кроются за пребыванием Ульяновской области в синем поясе «Единой России»?
1. Власть не будет честна с народом. В составе региональной тройки «Единой России» были политики, ни один из которых не собирается и не будет работать в законодательном собрании. И люди за это голосовали. Поддержка большинства стимулирует региональную и городскую власть врать дальше.
2. Людей во власти стимулируют воровать. Посмотрите: рейтинг ЕР – 30-40%, по спискам она набирает 57%, по мандатам – 86%. А если представить, что это не голоса избирателей, а, скажем, пара миллиардов рублей на дорожное строительство. Сколько из этой пары станет магистралью европейского уровня? В аналогичных пропорциях. А скорее и более жестких. Публичное поощрение подобных «пропорциональных» выборов стимулирует людей во власти «пропорционально» действовать и в своей работе.
3. Люди во власти будут использовать её в своих интересах. Можно возразить, что результаты не отражают настроения людей, так как избирательная система несовершенна (а в других странах и того хуже). Только вот система эта установлена законом, принятым большинством голосов депутатов «Единой России». Совсем не удивительно, что несовершенство системы играет на руку именно им. Публичное одобрение поощряет представителей ЕР и в дальнейшем создавать кривые схемы, чтобы использовать их изъяны в своих целях.
4. Власть будет нарушать законы, гарантирующие права граждан. Исполнительная власть не просто использовала свой статус в интересах партии, но и прямо нарушала закон, заставляя подчинённых работать на её результат. Как заявляет сам Лев Павлючков, чиновники провели сотни мероприятий. Все они были оплачены из бюджета и организованы штатом Правительства. Лёва реально не различает общественную организацию «Единая Россия», школу и ФСБ. Вероятно, он считает, что если ЕР – правящая партия, то и государство с его казной принадлежит этой общественной организации. Теперь спроецируйте ситуацию не на избирательное право, а на другие права: на бесплатные образование, здравоохранение, детские сады. Это всё принадлежит ООО «Единая Россия», которая вам лично, в отличие от государства, ничего не обязана.
5. Психологический климат в регионе только ухудшится. Выборы ценны тем, что являются публичным волеизъявлением народа. Даже если депутаты ЕР в ближайшие пять лет уткнутся в тёплые кресла и о них все забудут. Даже если большинство населения не пришло на избирательные участки. Всё равно сейчас всем жителям региона объявят, что они безумно любят «Единую Россию». И всем обывателям придётся сравнить результаты выборов со своими ощущениями. Всё равно людям объявят, что в ближайшие годы в Ульяновской области ничего не поменяется. Лев Павлючков заявил, что губернатор метит ещё на один срок. Радости и ликования от этих сообщений никто не ощутит. Это чревато социальными изменениями: усилением миграции, снижением рождаемости, вымиранием сельских территорий. Идентичность, говорите?
6. Доверие со стороны федеральных структур к Ульяновской области снизится. Пытаясь показать, что Ульяновск по результатам «Единой России» не хуже, чем Мордовия, региональные власти рассчитывают на золотой дождь из Москвы. Нужны деньги на решение накопившихся проблем и облегчения долгового бремени. Однако федералы понимают, что старая модель легитимации себя исчерпала – идет поиск хоть какого то компромисса. В Москве до выборов сначала искусственно допустили Навального, а затем с помощью событийного маркетинга его еще и вели. Региональная же власть с помощью убогого обмана и технологий из 90-х просто пытается догнать давно ушедший поезд и неумело залатать собственные дыры. Это один из вредных советов Павлючкова, который давно не «рукопожат» Володиным и просто не способен работать в новых условиях. Тактические решения, дающие быстрый результат в короткой перспективе оказываются миной замедленного действия под дальнейшее.
7. Протестное движение в ближайшее время только усилится. Выводы сделаны. Титов вчера описал только одну из технологий подтасовки итогов. Их больше. Но манипуляция результатами выборов имеет свои ограничения. Например, масштабами города. Реально в прошедшие выборы никто этим просто не озаботился. Розовые (время именно так называть Кругликова и ко) тему слили, Герасимов просто не озаботился, у Горячева не было денег, а у ГП они вдруг куда то пропали (смысл был выходить?). Посмотрите как отработал в таком режиме Ройзман. Итог: КПРФ пропустили, Кругликову бросили кость на старость, оставили прокорм Куринного (он еще пригодится чтобы разыграть следующую карманную кампанию на выборах мэра), остальных придержали на планке «до 5». Они в ЗСО не нужны. Они неуправляемы. Но, несмотря ни на что, Герасимов-Горячев-ГП это силы. Набравшие в реальности больше. Далеко не отработавшие в ходе выборов свой потенциал. Дышашие КПРФ в затылок. Главное – есть запрос на новые силы есть, и вопрос в том, кто из них сможет на него ответить. А есть еще и Чатинян, в очередной раз кинутый Кругликовым, но способный разыграть и свою игру. Кадровый ресурс невелик, но у партии власти его уже нет тем более. Тамара Дмитриева – хоть какое то лицо. Остальные? Посмотрите на состав нового ЗСО. Интеллектуальные ресурсы власти также заканчиваются. Лёва Павлючков был самым умным из властных экспертов. Ресурс 90-х отработан им полностью. Карьер выработан. Единая Россия победила ценой загона своих проблем (и проблем региона и страны) во все большую степень необратимости. Воду снова не спустили-еще чуть (ЖКХ, кризис, социалка…) и (не дай бог) прорвет. Павлючков уедет в свою римскую или лондонскую квартиру, а мы все вместе будем расхлебывать. И власть здесь не исключение.