На последнем заседании правительства было много внимания уделено здравоохранению в области. Виной тому – ужасный случай, произошедший с одной из семей. Молодая пара лишилась только что рожденного ребенка, как считают родители, по вине врачей. Перед убитыми горем матерью и отцом никто даже не извинился.
Деньги не помогли
Светлана, жительница Ульяновска, рассказала свою историю губернатору через интернет. Она рожала в начале августа в роддоме на проспекте Сурова, причем сразу договорилась о платной палате, чтобы наверняка обеспечить качественную медицинскую помощь. Даже деньги уже были заплачены. Это, однако, не помогло.
«7 августа этого года должно было стать началом полнейшего счастья в нашей семье -именно в этот день на свет родился наш первенец, наш первый сын, – пишет Светлана. -Но наше счастье было недолгим».
Первая и желанная беременность протекала хорошо, достаточно легко. Начались схватки, но, как рассказывает девушка, УЗИ не провели, хотя плод был большой, а сама она «изящная», как выражались потом врачи на консилиуме – небольшой вес при среднем девичьем росте. Не было речи и о кесаревом сечении. В процессе родов стало скакать сердцебиение ребенка, падало до 70 ударов и ниже, приходили врачи, стали говорить об обвитии плода пуповиной… Сына родить удалось – весом 3800 граммов. Малыша забрали понаблюдать, все, казалось бы, было хорошо.
Ночью состояние ребенка ухудшилось, его перевели в реанимацию, в который уже раз сказали – «понаблюдать». Стали говорить о травме, полученной во время родов, но потом
эти доводы сами и опровергли. «Только потом, после смерти, мы узнали, что ребенку свернули шейку!» – пишет Светлана. Дальше все пошло еще хуже. Стали впервые говорить о том, что все очень и очень плохо, нашли двустороннюю внутриутробную пневмонию. Но все объясняли трудными родами – крупный ребенок, хрупкая мама. «Намеки на то, что я во всем сама виновата».
10 августа ребенка предложили крестить -видимо, понимая, что позже сделать это уже не получится. Дальше – операция, хорошие прогнозы, затем снова приговор: сын умирает, не работает сердце. История кончилась трагически. И причина, по мнению матери, – во врачебных ошибках.
Разобраться постфактум
В ситуации руководство области призвало серьезно разобраться. И.о. министра здравоохранения Юрий Егорушин сообщил, что разбирательство ведется, но врачей обвинять не спешил – нужны анализы, которые быстро не делаются.
– По крайней мере, механические повреждения, о которых сообщила девушка, не подтвердились, – заявил Егорушин. – Для остального требуются результаты патолого-анатоми-ческого исследования. На это нужно время. После этого сделаем выводы в отношении персонала.
Пбка официальная версия – смерть произошла из-за тяжелых родов. Возможно, и так, но Светлана утверждает: никто даже не извинился. Непрофессионализм нужно доказать, а вот бездушие ряда медработников уже доказано.
Пока с произошедшим разбираются, это, к сожалению, ребенка Светлане не вернет. Сейчас доктор, принимавший роды, временно
переведен на работу в приемное отделение Руководство области требует: обязательно кто-то должен быть наказан, не только выгнать нужно с позором, но и отправить дело в правоохранительные органы. А семью, вероятно, теперь постараются всячески поддержать, раз уж об их проблеме стало известно всей области. Поговорить со Светланой, которая пережила то, что и врагу не пожелаешь, приедет директор департамента демографической политики Татьяна Мурдасова, чтобы не потерять ее как потенциальную роженицу. Вот только поможет ли?
У здравоохранения – рак
Такой диагноз медицине региона поставил губернатор на заседании правительства. Связана эта жесткая оценка в том числе и с описанным выше случаем. По словам Сергея Морозова, система здравоохранения – самая закрытая отрасль из всех: нет ни совета, который разбирал бы каждый смертельный случай индивидуально, нет системы обратной связи, нет хорошего обращения со стороны врачей. Об этом говорится много. Взять хотя бы даже роддома и все инстанции, которые проходит беременная женщина до родов. Люди рассказывали: на ранних сроках врачи часто спрашивают: «Не хотите ли сделать аборт?». В роддоме, когда женщина должна чувствовать максимальный комфорт и психологический подъем, ей приходится сталкиваться с хамством или равнодушием, а то и вовсе – с чудовищным непрофессионализмом. Конечно, бывает и обратное – многие врачей благодарят, готовы рассыпаться им в благодарностях. Но это – как повезет, даже, как видим, деньги не всегда помогают.
В связи с этим руководство области планирует больший вес придать профессиональной
этике врачей региона, кодекс которой разработан, введен в действие, доведен до каждого учреждения здравоохранения, но, как это обычно и происходит со всеми этическими кодексами и прочими регламентирующими моральные нормы стандартами, не работает. По мнению руководителей области, этический кодекс должен быть как присяга у военных -выучен наизусть, а выполнять его следует неукоснительно.
Кадры – дело десятое
На заседании был рассмотрен вопрос и по утверждению государственной программы по модернизации здравоохранения на ближайшие шесть лет. Приняли ее лишь условно.
– Создается впечатление, что мы ставим телегу впереди лошади, – считает губернатор. -Увеличиваем финансирование на ремонт, повышение зарплаты, модернизацию оборудования, а кадры остались в списке мер развития здравоохранения в программе на десятом месте, причем с очень кратким перечнем действий.
Впрочем, одно неизбежно связано с другим – чем меньше работников (их катастрофически не хватает), тем больше напряжения и усталости копится у действующих врачей. Чем меньше приносит работа врачу денег, тем более нервным он становится. Проблема не только во врачах – это очевидно.
Пока же развитие медицины в Ульяновской области связывают с инвестициями -вновь зарубежными. Скоро в регион, сообщили на заседании правительства, придет американская компания, которая, видимо, откроет здесь частную клинику. К уровню, который зададут американцы, подтянутся и остальные, местные, больницы – по крайней мере, на это надеются чиновники.
Сергей ГУРЬЯНОВ.