Расшифровка телевизионного интервью, состоявшегося прошедшую в пятницу в прямом эфире Улпрессы. Часть 2. Д.Е. Давай к экономике. Ближайшие перспективы макро/микро? Кстати, с твоей подачи позанимались УАЗом. К нам пришел руководитель профкома одного из цехов УАЗа, принес нам много документов, сейчас этот вектор мы продолжим. На самом деле, ситуация там очень печальная, естественно, отыгрываются на простых людях, но чувствуется, что отыгрываются не случайно. Поэтапно. Начнем с макроэкономики. Какова ситуация в стране, перспективы, в итоге, как отражается на политике? Ч.Н.: У меня большой опыт работы на заводе и это позволяет чувствовать, потому что те краны, которые мы делаем, невольно служат барометром экономики. Сразу чувствуется температура строительства. Рынок специальной техники за последние три месяца просто рухнул, он фактически не то, чтобы обвалился, он раскололся в пыль. То, что происходит сейчас на российских предприятиях производящих спецтехнику (краны, бульдозеры, экскаваторы и т.д.), делается на оставшиеся деньги, а их очень мало, они в ожидании краха. Драматически упал спрос. Не строят, не верят, что будут строить. Те темпы, которые были даже заявлены, того рынка, который уже сформирован по спецтехнике, купленной в организациях работающих, его хватает, а раз хватает, то приостановили покупку всего нового. Один из самых страшных показателей экономики это падение цен на металл, а это является предвестником серьезных экономических проблем. Е.Д.: Мне, как дилетанту, можно на пальцах цепочку выстроить? Ч.Н.: Металл это экспортный товар, мы же не верим, что цены на экспортный товар могут падать. Например, газ. Когда последний раз внутренние цены на газ подвергались экономической коррекции? Никогда. Металл такой же экспортный товар, поэтому, можно сказать, что рынок рухнул. По этой причине вынуждены снижать цены, чтобы как-то запихнуть продажи. Е.Д.: Получается, люди не покупают металл? Ч.Н.: Люди не покупают металл. Он лишь отражение здоровья бизнеса. Начиная от простого изготовителя оконных решеток, он тоже не физическое лицо, а юридическое. Заканчивая крупнейшими металлоперерабатывающими предприятиями, например, наш УАЗ. Е.Д.: То есть они не покупают? Ч.Н.: Снижают объемы производства, поэтому идет снижение. Металл, как газ, ты его постоянно должен куда-то девать. Электропечь нельзя останавливать. Процесс разлива металла нельзя останавливать. Поэтому снижают по цене для того, чтобы сбыть этот товар. Это первый негативный фактор. Не забывай еще, что огромное количество металлопроката связано с инфраструктурными изменениями в стране. Это рельсы, это гигантские трубопроводы, это суперкапитальные вещи. Е.Д.: То есть металл это скелет? Ч.Н.: Да. Грубо говоря, смотрим состояние скелета и понимаем, что если “скелет” начал сыпаться (металл никто не берет), то крах близок. Особенно катастрофическая ситуация у трубников. С расчетом, что это хорошие предприятия, с хорошей арматурой, с отличной продукцией. Например, челябинский трубопрокатный завод, где крайне тяжелая ситуация. Она связана с элементарным отсутствием заказов. А это то, из чего состоит каркас строительства и, как следствие, стройка встанет. Давайте посмотрим темпы ввода продаваемых квартир. Ввести и поставить квартиры это одно, вопрос, сколько людей в этих квартирах и домах купило себе жилплощадь. Е.Д.: Есть цифры? Ч.Н.: Этих нет, есть только цифры просроченной кредитной задолженности предприятий, организаций и частных лиц в России. Сумма феноменальная – 8 триллионов рублей. Самое ужасное, что она стремительно растет. Это говорит лишь о том, что бизнес и частные люди начали по возрастающей задерживать платежи. Поэтому организации, которые сейчас строят, заслуживают понимания, они хотят наличный кэш, хотя бы оборотные средства. В Юго-Западе квадратный метр стоит 35-40 т.р., однокомнатная квартира это уже 600 т.р., а двушка более 2 миллионов. Давай разделим на среднестатистического работника конвейера УАЗа, который получает 20-25 тысяч. Это же нереально. А таких доноров как у нас в городе и в области минимум. Поэтому те, кто хотели купить недвижимость, они ее купили (материнской капитал, военные, силовики, ветераны и т.д.). А тот гигантский вал, который сейчас строится в Ульяновске, пойдет в обратную сторону, причем, очень серьезно. Поэтому, строительство это второй фактор. Обрати внимание, тоже происходит в “жирной” Москве. Там рост цен на недвижимость прекратился и даже произошел определенный откат вниз. Такое же происходит по городам. Это проблема всей страны, связанная с вступлением в ВТО, связанная с дебильной экономической политикой, которую проводит правительство. Давай вернемся к конкретным вещам. Представим, что экономика это сосуд. В него постоянно вливают 200-300 миллиардов и т.д. возьмем пример, на тереньгульской дороге, которая на Сызрань, абсолютно бессмысленная феноменальная развязка. Как я понял, это дорога в никуда. Е.Д.: Насколько я понимаю, это все подготовка к ФИФА-2018: это федеральные деньги, это усиление трассы. Хотя, до этого дорога тоже справлялась. Ч.Н.: Она шикарно справлялась. Непонятно, почему мы усиливаем только один кусок, эти 7км въезда в Ульяновск?! Речь в том, что на этой стройке нет ни одной единицы российской техники. Деньги выделили, а кто их осваивает?! Тут и происходит катастрофа. Они раскатываются в песок. Если бы им сказали, что контракт дают на строительство, но при условии, что китайский металл не покупать, иностранной технике -запрет, цемент турецкий не покупать. Е.Д.: Региональные власти это понимают, а вот федеральные нет. Ч.Н.: Посмотри к чем это приводит. Сегодня перед приходом прочитал в твиттере у Светланы Опенышевой радостный возглас, что Тойота Камри это, оказывается, русская машина. Я не понимаю, почему Сергей Иванович просто не пересадит всех чиновников на УАЗ. Тем более на складах завода около 5 000 автомобилей скопилось. Причем, пересадить не на УАЗ-Патриот, а на УАЗ-469. И ничего страшного. Русская машина, с русской начинкой. Возьмем “русскую” машину Тойоту Камри. Металл явно не русский, колеса и все остальное тоже. Наше в ней это добавочная стоимость от оберточного производства. Е.Д.: Представления об экономике, которые публично озвучивает заместитель губернатора. Ч.Н.: Сейчас России нужна глобальная идея сбережения людей, о которой говорил Солженицын, и сбережение производства русских. Об этом можно говорить годами. Скоро начнут загибаться крупные промышленные предприятия. Условно говоря, Гидроаппарату скоро придет конец. Кстати, предпоследний завод в стране профессионально делающий гидравлические распределители, это мозги и сердце любой гидравлической системы. Он делал хорошие, сложные системы. Сейчас доигрались до того, что впуск на рынок иностранных конкурентов его задушил. Экономические условия и отсутствие какой-то нормальной и вменяемой экономической политики заставили уменьшить производимый продукт, а постоянные издержки остались одинаковыми. Дело в том, что эта банальная ситуация многим московским “пацанам” непонятна. Поэтому, категорически нельзя делать две вещи: выливать и пропагандировать выливание денег из российской экономики. Посмотри, что делает любой советский завод. Количество переделов должно быть максимальным. То есть первый технологический передел – литье, а это заготовка, которую нужно обработать. Чем сложнее итоговый продукт, тем сложнее процесс. В итоге, каждый завод был настроен на получение высокотехнологичного продукта. В процессе этого гигантского производства было много технологических циклов, сколько технологов работало. И это правильно. Возвращаемся к теме Гидроаппарата. Там сложнейшие прецизионные системы. Представь себе давление в 300 атмосфер, если мы открутим заглушку, бетонные столбы может снести спокойно. А маленькие детали в гигантских железные корпусах, которые позволяют перетекать этой жидкости – это очень сложные технологические процессы. Возьмем для примера станочный завод. По нему было много треска, шума. Я не против этой конторы, пусть лучше будет, чем нет. Какой там передел? Они позиционируют вложение 20 миллионов евро. Станочный парк будет делаться в Польше. Немецкий завод руками польских рабочих будет собирать станок, потом его разбирать, привозить в Ульяновск, делать ему отверточную сборку, экономить на таможенной пошлине и продавать российским предприятиям. Это бизнес? Почему вокруг этого волжского кластера плодятся автокомпонентные производства? Потому что существует постановление правительства, по-моему, под номером 336 “о реализации производства”, где все иностранные производители обязаны локализовывать производство в России. Получается, что производитель Тойота должен купить руль в России, к 2016 году даже обязан. Подвох в том, что должен купить его не на русском заводе, а на находящемся в России. И он покупает у мирового бренда, который залез в Россию и открыл производство. Они просто нашли обходной вариант. Они обязаны локализовать 35 или 40% на любом автосборочном предприятии в России. Видимо, они подумали, а зачем давать русским деньги, если можно завести уже готовые компоненты, здесь их чуть-чуть собираем и обходим это постановление. Какая же это инвестиция? Вернемся к больному для меня вопросу – к заводу УАЗ. Я вырос в УАЗе, в “санитарке” прошло мое детство, так как папа военный. УАЗ мне очень близок и дорог. Я понимаю, та политическая повестка, которая в городе бьется, она будет ничем, если УАЗа в городе не будет. Бюджет завода это то, сколько денег вливается в УАЗ, это почти 28 миллиардов рублей. То есть бюджет этого завода равен бюджету Ульяновской области. Сейчас на основном производстве трудятся 10 тысяч человек и 12-13 тысяч на вспомогательном. Это наши ульяновские дядьки, которые получают 20-25 тысяч рублей. Заработанное они несут в малый бизнес: парикмахерские, закусочные, ЖКХ и т.д. Если завод загнется, то один бюджет области по притоку денег уйдет. Недавно поднял статистику за 2012 год по количеству проданных автомобилей. Это катастрофа. Ты правильно сказал про атрофированные мускулы от «жирных 2000-х». В Российской Федерации коммерческого транспорта в 2011 году нового и б/у было продано 460 тысяч единиц, начиная от легких грузовиков до мастодонтов специальной техники. Из них российское производство имело только 220 тысяч единиц. В том числе условные автосборочные предприятия, которые только называются российскими. Чисто из российских в этом списке: УАЗ со своими 40 тысячами, ГАЗ со своими 60-70 тысячами, Камаз -50 тысяч и все. Дима, из страны в неизвестном направление ускакало 50 миллиардов долларов! Как мы хотим поднимать родную экономику, если это только одна отрасль. Это не легковые автомобили. Легковых авто типа российского и иностранного производства в 2012 году продано полтора миллиона штук. Умножаем и опять получаем тоже – улет денег. Вот еще свежая тема – экскаваторных завод. В России остался один такой, называется “Тверской экскаватор”. В таком же бедственном состоянии, как и наш моторный завод, кстати, не имеющий шансов на выживание. Он продался американскому заводу Terex, а это крупный мировой монстр. Теперь он на мощностях русского завода собирает экскаваторы, машинокомплекты, которые привозят из Китая. Получается, что русский экскаватор собирается и принадлежит американцам из китайских запчастей, а сами русские стоят с отверткой, и делаю простейшие движения. В России больше не существует экскаваторных заводов подобного класса, а всякие “гаражи” я не считаю. Ты понимаешь, до какой деградации собственной промышленности мы дошли. Моторный завод тоже больная тема. Недавно читал интервью товарища Андерсена – большого шефа всей группы Автогаза. Меня очень обескуражили его слова про то, что новую модель ГАЗель-Next будут оснащать исключительно движком Каменс. Если мы понимаем, до этого ГАЗели оснащались двигателем УМЗ, а сейчас переходим на Каменс, встает вопрос о судьбе ульяновского моторного завода. Переход произойдет в ближайшее время. Важна технология, которую мы неизбежно теряем. Двигатель Каменс, который хотят ставить, сделан в Бразилии. Я не хочу никого обижать, но где русская культура, а где португальская?! Мы хуже обезьян что ли?! Еще раз повторю, что не хочу никого обидеть. Е.Д.: Печальные цифры, характеризуют они еще более печальные процессы и тенденции. Можешь дать оценку исходя из своего видения и понимая реальных процессов экономики? Ч.Н.: Я очень хочу ошибиться, но УАЗ как бренд останется! Вопрос, останется ли он в Ульяновске. Из того, что я вижу сегодня, внутренние процессы деградации и умирания производства уже не связаны с внешними экономическими циклами, Европа начинает выкарабкиваться из кризиса, а мы еще пока даже не ставим это как проблему. Нас ждут серьезнейшие социальные потрясения и это, наверное, через год-полтора. Тогда начнутся увольнения на УАЗе, на других крупных предприятиях. К сожалению, предпосылок, что это как-то изменится, честно говоря, я не вижу. Единственное, что из себя выдавил бывший президент Дмитрий Медведев это предложение заморозить тарифы. Ребята, тут не замораживать надо, тут их секвестивовать надо в разы. Е.Д.: На первый раз мы закончим. Многое не потрогали, очень хотелось по региональной тематике побеседовать. Есть идея в следующий раз пригласить кого-то из правительства, собрать круг экспертов, чтобы не было однобокого разговора. Давно хочется выводить это в более широкие форматы. Ч.Н.: Предлагаю поговорить о жилищном строительстве. Это то, что можно менять на региональном уровне, может служить драйвером определенного роста. Попробуем поговорить, как оптимизировать строительство дешевого, бюджетного жилья.
Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
1111
Действительно слабовато для топ-менеджера крупного предприятия города. Все, о чем говорится в интервью, длится еще с 80-х годов прошлого столетия. Страна технологически деградирует. Никаких всплесков нет. Была возможность запустить экономику в начале 2000-х на моральном подъеме общества и нефтяных сверхдоходах, но пришедшие к власти люди (смесь спецслужб с криминалом) просто оказались не готовы жертвовать собой ради страны и будущего. Страну отдали на растерзание монополиям. Убили рынок и свободную конкуренцию. Установили жесткую вертикаль, позволив находиться у бюджетных кормушек только лояльным к власти особям человеческого вида. Развитие страны остановилось. Доходы, получаемые с нефти идут на личное обогащение отдельных категорий людей.
Вся страна фактически живет на нефтяную ренту. Специалисты и профессионалы не нужны ни экономике, ни государству.
Все эти игры в развитие высоких технологий – чистый пиар. Предпосылок того, что в России в обозримом будущем возможно организовать что то конкурентоспособное на мировом рынке нет. У нас высокие тарифы энергетических монополий, нет квалифицированной рабочей силы, низкая производительность труда, высокие политические риски. Список большой. А отсутствие реальной выборности власти и отчетности перед обществом говорит о том, что еще немало времени пройдет, пока что то изменится. И наше общество с уровня развития, находящемся на уровне феодализма, сможет подняться хотя бы до уровня восточной Европы.
Не на столько глупы “пацаны в Москве”, чтобы не понимать, что большинство граждан РФ, вкусив халявных денег с нефти, захотят жить по средствам. Скорее всего, наступит хаос. Вот и оттягивают этот конец РФ, как государства, как можно дальше..
Стране нужны грамотные управленцы. Их явный дефицит. Никто не знает, что делать и как. Просто не умеют. А те, кто умеет и знает, не хотят. Так как опять же выбор: жертвовать ли собой ради других или плюнуть и пойти по легкому пути.
Большинство чиновников в администрации области и города действительно недалекие и случайные люди. Они действительно думают, что приносят пользу обществу. Деформированное время, деформированное сознание. Перевернутая вверх ногами система ценностей.
Аноним
Одна из серьезнейших болезней власти – кумовство. Все только для своих. А свои зачастую недалекие, а порой и вовосе глупые люди. Которые ничего полезного для общества не производят, но имеют большие материальные блага.
Тебе “1111”
“Действительно слабовато для топ-менеджера крупного предприятия города”…
Ну сам то по своим мыслям совсем далеко внизу даже в сравнении с Чатиняном.
Или просто всегда под пивко мыслишь. тогда людей не обижай, у которых есть мнение.
1111
свои фантазии про пивко оставьте себе. Я не пью. Выразил свое частное мнение. Могу обосновать. Генеральный менеджер предприятия должен четко знать и понимать стратегию развития предприятия. Если он ее не видит, то ему не место на роли руководителя. Нечего сидеть и мучить и себя и людей, работающих на предприятии. Лично я таких руководителей, которые только видят как все плохо и не знают что делать, просто сам выгоняю. А их проект закрываю. Пусть свои мнения дома на кухне рассказывают. А руководителем должен быть тот, кто сумеет работать лучше всех в условиях ограниченности ресурсов.
1111 му
Простите царь-барин! простите!
выгоняете? ну-ну… проекты закрываете? ну-ну… а открывать пробовали?
хотя извините, не царское же это дело…
nvspsk
+100500!!!
Anatoly
Полностью с Вами согласен в оценке современной российской экономики. Да и в целом с комментарием, не смотря на редких несогласных граждан. Правда, в отличие от Вас я изредка, но прикладываюсь к рюмке. Насчет разработчиков: К сожалению действительно нормальные проектировщики и разработчики сейчас – это люди из СОВЕТСКИХ технических ВУЗов. А значит им сейчас около 50-и лет. Есть конечно и умная молодежь, но это больше исключение, чем правило. В основном у молодых “программистов, разрабатчиков, проектировщиков” чисто потребительское отношение: больше бабок – меньше работы и никакой ответственности. А жаль. Куда-то мы катимся не в ту сторону.
1111
по ценам на жилье согласен. Жилье в Ульяновске, да и в России в целом, явно выше здравого смысла. Им явно есть куда падать. Тем более, что сейчас опять в планах крупные застройки. При том, что населению в Ульяновске расти явно некуда. Пиар по поводу открытий новых предприятий явно неуместен на фоне деградации градообразующих предприятий.
По работе ездил в Ирландию. Там до сих пор стоят не проданные дома с 2008 года. Цены падать перестали, но сам факт того, что цены упали по официальным данным в 2 раза, а по словам местных жителей в три (!) раза, говорит о том, что у нас еще падение цен не началось. А только предстоит. Сравните с нашими ценами:
“По данным нескольких интернет исследований, Ирландия по-прежнему входит в десятку самых популярных направлений для инвесторов, наиболее популярны регионы Корк и Уэксфорд в южной Ирландии, где традиционный коттедж с двумя спальнями можно приобрести менее чем за 50000 евро. ”
У нас за такие деньги трешку в строительном варианте искать надо. А в Ирландии каждый дом, где бы он не стоял, государство гарантированно обеспечивает бесплатным (!) подключением и бесплатным водоснабжением.
Так государство заботится о своих гражданах.
Аноним
Цены падают в здоровой экономике. У нас цены держат всеми доступными средствами заинтересованные лица. Прежде всего банки и риэлторы (монополизм). Понятно и то, что откаты строителям никто не вернет, поэтому они тоже не могут опустить цены ниже определенного уровня. Это гнилая экономика.
1111
цены искусственно долго держать невозможно. Время расставит все на свои места рано или поздно. Цена, это точка равновесия спроса и предложения. Рынок мало интересуют проблемы и желания строителей и их расходы. Цены снизятся, как только снизится спрос и на рынке появится избыток объектов недвижимости. Большая часть строительных компаний (или банков, играющих в ипотеку) разорится, как это происходит по всему миру. Признаки того, что пузырь лопнет, все в наличии. Стоимость ипотеки в раз выше европейских ставок. При том, что цены на недвижимость уже выше, чем в Европе. Развитие в регионах остановилось и роста доходов населения ждать не приходится. Обслуживать ипотеку будет все сложнее. Многие квартиры скуплены инвесторами в расчете на рост цен. В новых домах большая часть квартир не заселена. И это уже длится несколько лет. В долларовом эквиваленте цены на квартиры уже падают вместе со снижением курса рубля. Лично имею друзей, которые работая за рубежом, покупали квартиры на скочилова в инвестиционных целях. Сейчас эти квартиры выставлены на продажу.
Ну и самый главный признак перекоса на рынке недвижимости. Арендная плата за съемные квартиры раза в три ниже, чем были бы расходы на обслуживание ипотечного кредита на эту же квартиру. Нужно быть либо большим оптимистом, чтобы в таких условиях покупать квартиру, либо деньги ляжку жгут и надо срочно от них избавиться.
Так что, долго ждать вряд ли придется..
1111
кстати, банки, выдающие кредиты под залог коммерческой недвижимости, особых иллюзий по поводу цен на недвижимость не питают. Залоги сейчас оценивают в 2 раза ниже, чем было в 2008 году. И то, я думаю, что они горячатся.
мотэ
А зачем Ульяновску мощная экономика? УАЗ появился в городе только во время ВОВ. И патронные заводы тоже порождение войны. В итоге всё возвращается на свои места. Патриоты не доступны для жителей, покупают их только энтузиасты) Если УАЗ и исчезнет, то на его месте появится сборка китайских автомобилей.
Логика политиков-коррупционеров понятна, мы будем воровать и всё будет само собой развиваться. А нет, вы обокрали свою страну и уже ничего не получится исправить.
MacTeP
патронный завод в Симбирске появился одновременно со снарядным в Пензе и с пуском производства пороха в Казани. Нельзя все производства делать в одном месте. Появление моста вызвано несколькими факторами6 1. опыт русско-японской войны показал что один сызранский ж/д мост не обеспечивал массовую переброску войск. 2. наличие ж/д путей как в првоборежеье так и в левобережье логически подталкивал к их связке через Волгу. 3. открытие месторождений нефти в Башкирии.
Это всё к вопросу появления промышленности в Симбирске.
666
Зря Наири купился на пестни Ежова и пришел на его ресурс. В изложении косноязычного Ежова светлые мысли Чатиняна размазались и растянулись как надутый презик. Текст этот еще одно подтверждение, что Ежов и не мыслитель, и не говорун, и не писатель. Опять потуги какие-то.
Ежов
Спасибо, что смотрели прямую трансляцию) Она, кстати, в архиве, смотрите подлинник
lol
неа, не смотрел, это невозможно долго смотреть, не обольщайся.
666 му
зови на свой ресурс!!!))))
в теме
а с чатиняном будет кто по жилищке-то разговаривать?) прямо-таки скажем, не великий спец.
а в целом, интересно будет на беседу по этой теме посмотреть!
if not
да будет врать-то, “интересно посмотреть”. вон по кол-ву коментов под темкой видно как ваш трендеж интересен
в теме
уважаемый, я тут от своего лица говорю, а не от народных масс
lol
Дим, да ладно )
Виктор Каменев
Я вот думаю, что “скелет” экономики – это ВПК, и он восстанавливается: истребитель 5 поколения на выходе, атомные лодки выпускают, 2 завода для выпуска С-400 строятся, и так далее. А прочее “мясо” нарастет. Советский подход выпускать все, от гвоздя космического корабля, который до сих пор исповедуют коммунисты, – идитизм, который погубил где-то СССР. А сегодня на его почве у некоторых экспертов развился садомазохизм… Со временем это проходит,
даже без хирургического лечения.
Аноним
Ставка на ВПК уже была как раз в СССР. Сотни тысяч танков и 2 модели ботинок -мужские и женские, причем различие было только в названии.
ВПК восстанавливается -деньги текут,начальники жиреют, ракеты падают, инженеры рады 15 тысячам
Аноним
Булава летать не хочет. Склады с боеприпасами взрываются. Никак у вас, “поцреотов”, мозги в трезвом режиме не работают. Все какие-то “розовые слоники” перед глазами…
Неугомонный Дед Соколов
От придатка сырьевого – к придатку отвёрточному…
kob-73
Совет Ежову: хотите разобраться в причинах теперешнего положения России, читайте или смотрите серьезных аналитиков: Николай Стариков, Евгений Федоров, Фурсев. Но глубже это Концепция общественной безопасности-в ней показаны причины кризиса современной цивилизации.
А Чатинян это несерьезно.
Аноним
Задорнов и то посерьезнее будет
Максим К., Ульяновск
Задорнов тоже рекомендует Старикова (это так к слову)
да задолбал
ты уже задолбал со своей КОБой-ваш Петров- обычный Петров, которого даже его последователи, послали нахер. Весь этоn бред, который ваш Петров попросту слизал с Климова-просто бред, необоснованный и не доказанный. Все, кто верят в КОБу-обычные лохи. Общался я с вашими последователями- вы просто черти. За вами ни ума, ни желания умереть. Вы нет никто и звать вас никак. Что это за аналитик такой: Николай Стариков?! Евгений Федоров? Сынок-поди лучше займись спортом и вообще, пить бросай.
Фримен
Дим, хорошее вью! Я б вот даже не стал говорить о строительстве, а поговорил бы о более насущной экономической теме с Наири. Понятно, что кризис уже начался, но обыватель его пока не ощущает, тем более в провинции. Есть опыт выхода из кризиса 2008-2009 гг. Было бы интересно, как предприятие Чатиняна тогда смогло реанимироваться. И что в предстоящих условиях делать работникам, бизнесу, да и власти тоже?
MacTeP
патронный завод в Симбирске появился одновременно со снарядным в Пензе и с пуском производства пороха в Казани. Нельзя все производства делать в одном месте. Появление моста вызвано несколькими факторами6 1. опыт русско-японской войны показал что один сызранский ж/д мост не обеспечивал массовую переброску войск. 2. наличие ж/д путей как в првоборежеье так и в левобережье логически подталкивал к их связке через Волгу. 3. открытие месторождений нефти в Башкирии.
Это всё к вопросу появления промышленности в Симбирске.
МИШЯРИН 73
Высказывания Четиняна …предрассудки наукообразного бессмыслия..И надо относится его словам..как пугалу..сельских бабок на завлинке..