Знает ли наш читатель о том, что за то, чтобы он пил по настоящему качественное молоко, разгорелась самая настоящая битва между производителями молока и Федеральным министерством сельского хозяйства?
Председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко: «Современные российские производители молока не собираются в 2014 году выполнять требования Министерства сельского хозяйства для получения государственных субсидий на производство товарного молока».
Этого же мнения придерживается и другой крупный игрок на российском молочном рынке компания «Русмолко».
«Мы не будем биться за субсидии и не собираемся выполнять показатели этой программы», – заявил журналистам председатель совета директоров компании Наум Бабаев. Программа поддержки молочного скотоводства через субсидирование на один литр товарного молока реализуется в России с 2013 года, объем помощи зависит от сорта молока. В 2014 году размер субсидий будет более тесно привязан к выходу телят и содержанию жира и белка в молоке, напомнил Бабаев. По этой причине компания намерена выстраивать свою производственную стратегию в соответствии с мировым опытом без расчета на субсидии, отметил бизнесмен. «Нам выгоднее делать 40 литров молока с коровы в день с меньшим содержанием жиров и белком, чем 30-35 с высоким содержанием белка и жира», – заявил он.
«Русмолко» на сегодня самый крупный инвестор в молоке, он открыто заявляет свою позицию. Но и другие современные предприятия поддерживают эту точку зрения», — пояснил Даниленко настроения в отрасли. В «Союзмолоко» есть решение, что при таких условиях компаниям надо не рассчитывать на господдержку, а ориентироваться на собственное производство, добавил он.
В 2013 году на поддержку молочного скотоводства из федерального бюджета выделено 32,7 млрд рублей, из них 12,75 направлено как раз на субсидии на литр молока. Однако новые условия предоставления государственной субсидии на производство молока «нарушают законы биологии, заявил Бабаев. «Ведь очевидно, что чем больше корова дает молока, тем меньше его жирность».
Критику вызвало намерение Минсельхоза решить одним махом с помощью небольших субсидий застарелые качественные проблемы отрасли. Речь не только о сортности молока. Но и, к примеру, о воспроизводстве стада. Выплату субсидий связали с выходом телят от ста коров, а также процентным содержанием жира и белка в молоке.
Кто бы спорил о значимости качества сырья для выпуска высококачественной конечной продукции! Но эксперты резонно предупреждают, что коровья плодовитость во многом зависит от технологий на фермах и продуктивности буренок. А рост жирности и белковости молока напрямую связан не только со структурой кормления, но и уровнем племенной работы. Что в считанные дни и даже месяцы не решается.
Дискуссии на эти темы разгорелись между Департаментом животноводства и племенного дела Минсельхоза и Национальным союзом производителей молока. А особенно между их молодыми руководителями энергичными руководителями – директором департамента Владимиром Лабиновым и председателем правления СОЮЗМОЛОКО Андреем Даниленко.
Но, судя по всему, позиции с большим скрипом, но сближаются.
В контексте данного спора, нельзя не отметить взвешенную и здравую позицию министерства сельского хозяйства Ульяновской области, представители которого, неоднократно высказывались о недостатках недостатках существующего федерального Порядка выплаты субсидий.
1) Позиция регионального министерства следу-ющая: Единая планка по содержанию белка и жира для всех регионов, по нашему мнению, некорректна, так как эти показатели зависят от многих факторов, в том числе от уровня продуктивности поголовья, породы КРС и от кормовой базы конкретного региона.
2) Выход телят также не может являться критерием оценки эффективности производства молока. Как правило, он используется в случае оценки племенных хозяйств.
Приоритетными критериями являются объем производства молока, его качество и себестоимость, а также ветеринарное здоровье животных. Концентрация усилий на показателе выхода телят может привести к снижению надоев на голову, и, соответственно, негативно влиять на экономическую эффективность предприятия. Кроме того, на сегодняшний день не существует методики для обеспечения отслеживаемости данного показателя, и такой учет не ведется в КФХ и ЛПХ.
3) Одним из главных недостатков Порядка является полная непроработанность вопроса о системе контроля определения сортности товарного молока со стороны независимых аккредитованных лабораторий, что является сильнейшим коррупционным фактором при распределении субсидий.
Наше предложение -выплачивать субсидии на произведенное, а не реализованное молоко при обязательном условии увеличения поголовья коров и производства молока-за-явил заместитель министра сельского хозяйства Ульяновской области Александр Иванович Братяков.