Народная артистка России, лауреат Государственной премии Клара Шадько совершила незабываемую поездку в Прагу – на 70-летний юбилей бывшего главного режиссера Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова Юрия Галина. Наш коллектив Юрий Георгиевич возглавлял с 1976 по 1982 годы, а с 1990 года он живет и работает в Чехии, где поставил множество спектаклей, в 1996 году вместе с супругой основал собственный театр. На этой сцене в предместье чешской столицы и происходило чествование мастера.
– При Галине в нашем театре ставились замечательные спектакли, – рассказывает Кларина Ивановна. – Это целая отдельная эпоха. «Мамаша Кураж», «Васса Железнова», «В день свадьбы», «Тринадцатый председатель», «Три мушкетера», «Защитник Ульянов», «Последняя жертва» и другие – большие, мощные полотна. Юрий Георгиевич возглавил наш коллектив, будучи молодым 33-летним режиссером. В творческом плане он рос вместе с нашей труппой, обретая себя как мастер, именно на нашей сцене прошло его становление. Кстати, Галин с удовольствием приглашал в наш театр серьезных профессионалов, талантливых мастеров – таких, например, как режиссер Модест Абрамов, балетмейстер с мировым именем Леонид Таубе. И когда ставили звездную, легендарную «Мамашу Кураж», он тоже пригласил композитора, балетмейстера и художника из столицы. Поэтому спектакль родился в союзе мыслящих, молодых, талантливых людей. Причем, первыми в Советском Союзе мы тогда сделали мюзикл. Неудивительно, что постановка была отмечена на международных фестивалях. Зонги, написанные композитором Александром Невским, стали настоящей сенсацией на Международном театральном фестивале немецкой драматургии, проходившем тогда в Советском Союзе. Зрители и жюри фестиваля пережили настоящий шок, а мне присудили «Гран-При». В «Мамаше Кураж» не было ни одной проходной актерской работы, и этот спектакль театралы вспоминают до сих пор, куда бы мы ни приезжали, – в Киеве, Орле, Саратове или Оренбурге. Народная артистка СССР Ада Роговцева, которая посмотрела нашу работу, когда мы были на гастролях в столице Украины, признавалась: «Я никогда так не смогу» – и через некоторое время действительно отказалась от роли Мамаши Кураж…
– Театр во времена Галина был другим?
– У нас была молодая труппа, и мы тогда находились в поиске себя, своей индивидуальности. Но каждый режиссер привносит в театр свой почерк, свою особую эстетику и культуру. Поэтому, когда спустя 30 лет мы – я и наш директор Наталья Александровна Никонорова – получили приглашение на юбилей Юрия Галина в Нехию, решение поехать сложилось не сразу. Но мы не пожалели – прием оказался просто потрясающим. Да и состав гостей буквально со всего мира – от Эстонии, Болгарии и Канады до России и Белоруссии – впечатлял.
– Юбилей праздновали с размахом?
– Нет, без всякой излишней помпезности. Зато была подготовлена большая творческая программа, в которой отразились все вехи биографии юбиляра. В это театральное действо, кроме других наших поздравлений и подарков – куплетов и шекспировских сонетов, мы решили. включить и зонг из «Мамаши Кураж». Признаюсь, сама я бы на это вряд ли решилась – все-таки прошло столько лет. Дерзнуть на такое, да еще за рубежом! У нас и фонограммы-то не было с собой. Фактически пришлось импровизировать, репетировать с чешским концертмейстером. Сам Галин не знал, что мы приготовили. Но когда он услышал мою героиню, «вырвавшуюся» за пределы России, он чуть не потерял сознание от счастья. От понимания того, что такое возможно – войти в одну реку дважды. Спустя столько лет сохранить энергетику и режиссерское решение! Зал кричал: «Браво!». В чешской прессе мое выступление назвали «событием вечера». Это был одновременно творческий и судьбоносный подарок. Словно машина времени вернула нас в начало восьмидесятых. Признаюсь, такой восторженной реакции мы даже не ожидали.
– Когда Вы волновались больше: много лет назад, на премьере «Мамаши Кураж», или теперь, на юбилее?
– Конечно, сейчас. Несмотря на то, что спектакль и в те годы был такой эмоционально затратный, что после каждого представления я потом несколько дней просто лежала, отходила. Даже не знаю, откуда сейчас взялась эта бешеная энергия, желание пробиться в почти забытый материал. Мобилизовалась.
…Как и тридцать лет назад, шагает по земле наша Мамаша Кураж, продает и покупает все, вплоть до собственных детей.
– Чехию удалось посмотреть?
– Нам подарили замечательную поездку в Карловы Вары. Там как раз отдыхали наши бывшие актеры, ныне москвичи Валерий Шейман и Валентина Савостьянова, которые тоже когда-то играли в «Мамаше Кураж». Наша встреча стала чудом. Встреча единомышленников, взаимосвязь между которыми не нарушило ничто – ни время, ни границы, ни расстояния. Творческая нить между нами не порвалась, а, наоборот, только укрепилась. А потом нам подарили экскурсию по Праге – это удивительный город, пропитанный духом истории. Впечатления буквально навалились на меня до той степени, что мне теперь хочется вернуться в чешскую столицу. Архитектура этого города просто завораживает, хотя самым красивым до того я считала Будапешт. Но Прага буквально покорила меня своей атмосферой, открытостью и непоказным гостеприимством.
– Юбилей проходил в театре. А в гостях у виновника торжества побывать Вам удалось?
– У Галина небольшой особняк под Прагой, с собственным садом, в пригороде, который называется Мост. Он везде возил нас сам. Его жена Яна тоже работает в его коллективе – директором и актрисой. В этой чешской труппе играют пластичные, музыкальные, молодые ребята. Но перед тем как создать театр, Юрий Георгиевич прошел трудный путь, характерный для всех русских эмигрантов, работал сторожем, таксистом, потом на телевидении. Жена буквально вернула его в искусство. Нужно было иметь большую силу воли, чтобы так пробиться и утвердиться вдали от родины.
Поездка в Чехию стала главным событием моего лета. Я до сих пор живу под впечатлением – вспоминаю пражские улочки, удивительное здание театра в Карловых Варах, которое построил тот же архитектор, что и одесскую оперу.
Александр Филатов
НАША СПРАВКА
Юрий Георгиевич Галин родился в августе 1943 года в Ленинграде, окончил актерскую школу в Баку, затем, в 1972 году, – ГИТИС имени А. В. Луначарского(ныне – Российская академия театрального искусства). Ученик легендарного мастера сцены Юрия Завадского, Юрий Галин работал в Московском театре имени Моссовета, затем был художественным руководителем Русского театра в Ашхабаде, в 1976 году назначен главным режиссером Ульяновского драматического театра. Молодой и талантливый режиссер осуществил более 20 замечательных постановок, воплотив на ульяновской сцене пьесы русской классики и современной драматургии. Счастливой сценической судьбой и благодарным зрительским признанием были отмечены многие спектакли, увидевшие свет рампы под руководством Юрия Галина. Многие из его спектаклей отмечены наградами всероссийских и международных фестивалей. Т.Уильямс – «Орфей спускается в ад», Б.Брехт – «Мамаша Кураж и ее дети», М.Горький – «Первый вариант «Вассы Железновой», А.Островский – «Бесприданница» и «Последняя жертва» в постановке талантливого режиссера стали знаковыми спектаклями ульяновской труппы.
Этому режиссеру одинаково удавались постановки политического звучания (М.Еремин -«Защитник Ульянов», А.Гельман – «Протокол одного заседания», Д.Валеев – «Ты виновен, отец…», В.Биль-Белоцерковский – «Шторм», Н.Погодин – «Кремлевские куранты»), искрометные комедии (В.Шукшин – «Энергичные люди», Ш.Эркель – «Тоот, майор и другие», Г.Хугаев – «Квартет для души») и современные драмы (И.Дворецкий – «Веранда в лесу», А.Яковлев – «Родительская суббота»).
В период его становления как мастера режиссуры зрел талант и его молодых единомышленников-актеров. Народные артисты РФ Клара Шадько, Зоя Самсонова, Борис Александров, Валерий Шейман, заслуженные артисты РФ Валентина Савостьянова, Ирина Янко, Евгений Редюк в спектаклях Галина сыграли свои лучшие роли.
Сегодня все они стали мастерами российского театра, кто-то продолжает служить ульяновской сцене, кто-то – московским подмосткам.
Важным приобретением для коллектива из Ульяновска стали приглашенные Юрием Галиным для создания спектаклей талантливые режиссеры-постановщики, сценографы, композиторы и хореографы. Модест Абрамов, Леонид Таубе, Александр Невский, Милко Стоянов внесли свою замечательную лепту в развитие Ульяновского драматического театра.
В 1982 году эпоха Галина в Ульяновске завершилась. Несколько лет он ставил спектакли в театрах России: Нижнем Новгороде, Орле и Владимире. С 1990 постоянно проживает в Чехии и работает во славу чешского театра.