Заканчивается очередной сезон, и витрины магазинов, рекламные щиты и стенды пестрят объявлениями о «беспрецедентных распродажах» и «бешеных скидках».

Казалось бы – вот она, идеальная возможность сэкономить и приобрести желаемую, но такую дорогую зимой шубку.

Однако часто бывает, что дома после очередной примерки выясняется, что она не подходит по размеру, фасону или же вдруг обнаруживается не замеченный в магазине дефект. И тут возникают проблемы: в магазине заявляют, что товар, приобретенный со скидкой, возврату или обмену не подлежит! Правы ли продавцы и как грамотно поступать в такой ситуации, корреспондент «СК» выяснял вместе со специалистами отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области.

– В Налоговом кодексе о скидках на товары упоминается не один раз – в статьях 40, 214, 265 и 280 НК РФ. Однако определения понятия «скидка» в документах российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, в законодательстве о налогах и сборах и в Гражданском кодексе РФ не существует, – говорит начальник отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора Галина Соломко. – В ГК РФ сказано только, что продавец товара свободен при определении цены на него. Исключение составляют лишь случаи, когда применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 4 статьи 421, статья 424 ГК РФ). В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара.

Ликвидация товара

Следует различать причины предлагаемых скидок. Одной из причин является распродажа. Распродажа – это ликвидация старой коллекции. При этом со скидкой продается качественный товар. Просто продавец решил снизить цены, чтобы быстрее распродать устаревшую коллекцию, или же распродает остатки товара. Сама суть от этого не меняется – это обычная купля-продажа качественного товара с сезонной скидкой, не связанной с недостатками товара. Такой непродовольственный товар надлежащего качества, но не подошедший по цвету, размеру или фасону, можно обменять или вернуть деньги в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, в соответствии со статьей 25 Закона РФ от 7.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Если у купленного товара обнаружились дефекты, его тем более должны поменять или же вернуть деньги (статья 18 Закона «О защите прав потребителей»), несмотря на то, что товар продан «с сезонной скидкой».

Уцененный товар

Другой случай – это уцененный товар.

Если в товаре обнаружился какой-то дефект, который не влияет на его свойства и возможность использования по прямому назначению, то продавец может снизить на него цену и продать как уцененный со значительной скидкой.

В таком случае продавец должен еще до покупки предупредить потребителя о том, что в товаре есть недостаток и почему он уценен. Это предупреждение должно быть сделано не только устно, но и в письменном виде – в товарном чеке, договоре.

Вы, покупая этот товар, соглашаетесь с этими недостатками и не вправе в будущем предъявлять требования, связанные именно с этими недостатками. В случае же, если возникнут другие проблемы, не оговоренные заранее продавцом, то в таком случае вы имеете полное право предъявлять требования, предусмотренные статьей 18 Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которой потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены; потребовать соразмерного уменьшения цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать вернуть уплаченные деньги.

Законом № 2300-1 не оговаривается форма заявления требований потребителем, однако подача претензии с указанием в письменном виде требований значительно увеличит шансы на удовлетворение требований продавцом или восстановление своих прав в случае обращения в суд. При получении отказа от продавца в удовлетворении требований, заявленных надлежащим образом и в установленные законом сроки, у потребителя возникает право обращения в суд. Здесь и пригодятся письменная претензия, свидетельские показания, товарный или кассовый чек, договор (если он есть).

Закон «О защите прав потребителей» требует от продавца в десятидневный срок выполнить требования, выдвинутые потребителем. Продавец в этот же срок может дать мотивированный отказ. Получили отказ продавца в удовлетворении своих требований или же не получили ответа вовсе – смело обращайтесь за защитой своих прав в суд. В этом случае на вашу сторону как уполномоченный федеральный орган по защите прав потребителей суд должен привлечь Роспотребнадзор.

Дмитрий Минаев