Узнав, что председателем Законодательного Собрания области избран бывший начальник УВД региона Анатолий Бакаев, а его первым заместителем – бывший облпрокурор Валерий Малышев, часть ульяновского общества поморщилась. Я даже и сам слегка: это уж, думаю, хунта какая-то. А потом решил, что, может, и неспроста вот так все.

Надо понимать, что руководство Собрания населению не начальство и отношение оно имеет только к своим коллегам по депутатскому корпусу. Оно, собственно, и коллегам не начальство все депутаты по статусу равны, но в российской традиции неискоренимо восприятие каждой персонифицированной должности как руководящей.

Поэтому для депутатов председатель Собрания однозначно босс, как и его зам, как и главы комитетов. Никому из народных избранников, к примеру, не придет в голову распоряжение председателя проигнорировать, а он по привычке смотрит на них как на подчиненных. Во всяком случае как на тех, за кем он вправе и должен присматривать.

Вот в этом ракурсе, возможно, и избраны милиционер с прокурором – контингент-то в ЗС всякий. Есть представители естественных монополий, они могут начать протаскивать через Собрание интересы собственных отраслей, которые, как правило, диаметрально противоположны интересам избирателей. Милиция-то (полиция) в этом деле не очень с руки – ей улики подавай. Мешки с украденными деньгами, растерзанных горожан и проч. Но прокурору известны все лазейки монополистов, прокуратура в каждодневной борьбе то с их нежеланием устанавливать тарифы, то с установленными сверх меры, с перерасчетами, недочетами, обсчетами, с уводом денег налево и направо. И она постоянно в судах. А тут будет пресекать поползновения прямо на месте, в зародыше, так сказать, на стадии законопроектов. И суды разгрузит.

Или есть, скажем, в составе ЗС депутат Сергей Глебов. На выборах в Собрание предыдущего созыва его уличили в том, что он представил в избирательную комиссию поддельный документ о высшем образовании. Коммунисты назвали это его деяние уголовным и пытались сначала снять Глебова с выборов, потом, когда он в депутаты все-таки прошел, лишить мандата. Сам он вину отрицал и благополучно досидел до конца пятилетнего срока, а 8 сентября избрался вновь. Теперь, под постоянным взглядом прокурора и генерала полиции (на заседаниях председатель и его замы сидят в президиуме и смотрят в зал), Глебов может дрогнуть и признаться.

Алсу Балакишиева – ветеран областного парламентаризма. Поначалу было трудно, но когда ей, вряд ли отличающей овес от ячменя, удалось вытеснить с сельского избирательного округа знатного хлебороба Николая Лаврушина, Алсу Харисовна смогла вздохнуть спокойно: 70-90 процентов голосов всегда гарантированы. Жизнь, словом, удалась, однако на первом заседании ЗС Балакишиева вела себя нервно. Набрасывалась на коммуниста Алексея Куринного, чуть ли не гнала из зала народ, пришедший просить защиты парка на улице Минаева, и похвалялась триумфальной победой на выборах. Но чего нервничала-то?

Может, рядом с генералом и прокурором сидеть неуютно? Вот будут они взоры на нее бросать, и поди угадай, о чем они при этом думают и о чем мысленно ее спрашивают. А вдруг так будут про себя рассуждать: «Ну-ну, Алсу Харисовна, довольная сидишь, на коллег сверху посматриваешь, на Тамару Александровну Дмитриеву косишься, а у тебя самой-то все ли в порядке? В смысле, все ли по закону, ведь столько лет областной бюджет в руках держишь, и что, так вот все и ничего? Или, может быть, все-таки того, а, Алсу Харисовна? Да не смущайся ты, это мы шутя, бриллиантовая ты наша».

В Собрании наверняка и еще найдутся люди, которые под взглядом Бакаева и Малышева будут ежиться. Пока не привыкнут. Вообще же руководству ЗС не хватает, по-моему, бывшего сотрудника системы исполнения наказаний – для комплекта и чтобы боялись. Все понадежней было бы.

Артур Таниев