Арина СОКОЛОВА
Нет необходимости перечислять все преимущества дополнительного образования для детей, факт его 95-летнего существования в России говорит сам за себя. Однако время требует серьезного пересмотра всех его программ и анализа работы каждого объединения и педагога.
– Нам всем есть над чем поработать, – заявила начальник отдела допообразования министерства образования и науки Ульяновской области Ирина Элюнова в докладе на круглом столе.
Мероприятие претензионно назвали инновационным салоном дополнительного образования, намекая на перспективы развития, хотя пока его будущее видится очень туманно. Все знают, что его надо двигать вперед, но пока не знают как.
– Те аспекты, которые раньше звучали только в общеобразовательных учреждениях, начинают проявляться в системе допобразования, – говорит руководитель департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Ольга Касимова. – На федеральном уровне есть проект программы, который пока еще до конца не дает точек направления, но векторы уже определил. Сегодня у нас есть объединения, которые дети не посещают, имеются программы еще 90-х годов. Теперь такого не будет. Мы должны провести ревизию. Это как генеральная уборка дома. Вроде все на местах и неплохо, но когда открываешь шкафчик за шкафчиком, то вытряхиваешь то, что давно не используется.
26 зданий учреждений допобразования нуждаются в капремонте.
Куда более точно сейчас очерчены проблемы дополнительного образования. Их много. Взять, к примеру, материально-техническую базу. По словам Элюновой, 26 зданий учреждений допобразования нуждаются в капремонте, три находятся в аварийном состоянии.
С кадрами тоже беда – за последние годы уменьшилась доля специалистов в возрасте до 35 лет. Само содержание дополнительного образования меняется медленно, что ведет к консервации всей системы и слабому проникновению в нее новых разработок и технологий. Недостаточно развита дистанционная форма обучения. Допобразование по-прежнему остается недоступными для детей с ограниченными возможностями здоровья, ребят, проживающих в сельской местности. Недостаточно финансируется участие ребят во всероссийских мероприятиях.
– Одним из механизмов реализации бюджетной политики является внедрение моделей нормативно-подушевого финансирования, – продолжает Ирина Николаевна. – Однако за пять лет в России менее трети учреждений смогли перейти на новый механизм. В нашем регионе – ни одно. Расходы на одного ребенка в среднем составляют около 5 400 рублей, а в целом по России – более 10 000.
К 2020 году президент РФ поручил увеличить количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70-75%. Для решения этой задачи на уровне области утверждена так называемая «дорожная карта» по повышению эффективности и качества услуг в сфере допообразования детей.
Дословно
Министр образования и науки Ульяновской области Екатерина Уба:
– Система дополнительного образования – очень важный ресурс социализации детей и подростков, их личностного и нравственного формирования. Импульс развития данному направлению дасг реализация новых научно-интерактивных проектов, например, научный парк «Cerebrum». Напомню, он станет первым центром такого уровня в России. Его создание обеспечит расширение сферы дополнительного образования, ориентированного на формирование научного мышления с ранних лет, с использованием методики «Обучение плюс развлечение», которая широко развита в Европе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.