С великолепным поэтом и очень образованным человеком ЛеонидомСурковым мы очень любим обсуждать самые разные темы нашего грешного бытия- от поэтических хитросплетений до смысла жизни. И вот как-то затронули очень болезненную для россиян и России в целом тему «кнутобойства».
– Нее-т. В России без кнутобойства никак нельзя, горестно вздохнул Леня. – Ты обозри нашу историю – пряников нам выпадало мало, один кнут, кнут и кнут..
– Я возразил. В том смысле, что «…было время- и цены снижали..»
– – Да я не о быте! – отмахнулся Леня. – Я о том, способны ли россияне наладить жизнь в стране без вот этой, висящей до сих пор у каждого за спиной «страшилки»:вот что-нибудь скажу (или не дай Бог, сделаю) против ВЛАСТИ – не против ЗАКОНА, заметь – а против ВЛАСТИ- и мне будет совсем несладко…
– Ты хочешь сказать, что на Руси всегда плеть власти была выше закона?
– -Вот именно. Вспомни-ка: Петр Первый карал лично, Иван Грозный -тоже кнутобойством не брезговал,про Ильича и Иосифовича уж и говорить нечего — Колыма до сих пор плачет…Вот как почитание власти вбивали,не забудешь..
– – Но ведь и порядок был!? Был же?
– Так вот и спрашиваю : без кнутобойства у нас порядок может быть? Или народ при любой поблажке колбаситься начнет?
– Вот так мы витийствовали часами. Поначалу я с Сурковым спорил: закон и самоуправление граждан- вот опора и власти, и государства..А Леонид возражал: партизаны мы все, овражные люди, к разгуляйству Стенькиному склонны… «И потому без кнута у нас ничего не выйдет…»
– Я возражал-возражал:вот ныне демократия, все могут свою жизнь устраивать как хотят, никто никого строем не водит…И вдруг вспомнилось: а призывы вернуть Генералиссимуса? А лозунги «»Сталин-наше знамя боевое! Сталин – нашей юности полет!» А повороты к «советской школе» и школьная форма? Не подспудная ли это тяга народа к …ну, да: к кнутобойству?
– И тут некстати Максимилиан Волошин вспомнился с его пророческим:
– «И раб, уставший от свободы
– Возропщет, требуя цепей…»
– И получилось у нас : без кнута Россию не возродить.
– И ничего не оставалось, как сбегать за национальным продуктом. Тем паче, что это была не суббота или воскресенье, когда этот продукт к продаже ЗАПРЕЩЕН.
Из города
Одной из политческих целей Наполенона при вторжении в Россию было отмена крепосного права, но поняв, куда попал он от этого отказался. Это отвлечение.
На самом деле валасть и закон это отражение отношений внутри общества, т.е.
– отношений родителей с детьми;
– отношений родителей к бабушкам и дедушкам;
– отношений детей к родителям;
– отношений руководителя к работникам;
– отношений работника к руководителю:
– отношений покупателя к продавцу
и т.д.
Определите для себя характеристики этих отношении и Вы получите отношение власти к закону, к людям и т.д.
Для интереса можете представить эти отношения в других странах.
Жан Миндубаев
Великолепные мысли! Именно так я и полагаю. Но почему нас так мало- и мы еще и презираемы?
Суряк
Чижолый случай! Это я о драконовских методах насчет субботы и воскресенья.В нашей области наоборот-в выходные и праздничные дни реализация национального напитка разрешается на два часа раньше установленного времени чем в будни.Вот правда пива в киосках нет. Никакого! Постановили -как отрезало! Не найдешь. Вопрос, что важнее в вашем споре не смотря на всю его суперсерьезность,напомнил сценку из фильма для детей про Иванушку? где седобородые мудрецы с раннего утра до позднего вечера спорят на царском дворе что важнее, луна или звезды, или где у палки начало, а где окончание. А если серьезно, спасибо за светлые добрые строчки о Леониде Суркове. Материал о нем ранее был, как об интересном творческом человеке,на страницах ульяновской прессы. Особенно после его творческого вечера. Запомнились строки, что некоторые любители поэзии -открыли для себя новую литературную величину. Что касается сути спора он действительно многогранен. Это как при езде на автомобиле, где когда на пятой с ветерком , а где и пониженную передачу нужно включить, когда и расход топлива и износ деталей возрастает и скорость движения падает, но по другому эту промоину на пути не преодолеть.Преодолеть конечно можно. Бросить автомобиль, и засучив штаны преодолеть лужу пешком, оставив его какому нибудь ушлому дяде. Но тогда зачем нужно было вообще садиться за руль?
Суряк
Крепостники тоже не с неба свалились, на свое время -тоже видимо оптимальный вариант был для обоих сторон. Три- четыре дня работаешь на барина, остальные дни недели на себя. Советским колхозникам такое и не снилось! Нельзя только через Салтычиху рассматривать тот период. Поэтому были даже бунты против отмены крепостного строя. Да и то, как выкупились? Историк- краевед директор восьмилетней ( тогда) Белоозерской школы Майнского района, покойный ныне,Николай Иванович Биткин оставил сропулезные и объемные материалы, папки, с исследованиями освобождения Белоозерских крестьян из крепостного права -такие цены заломили освободители за землю и инвентарь, что освобождались до 1867 года! Вместо 1861-го. Не напоминает современное освобождение от колхозов когда основная масса селян осталась ни с чем?
Поэтому и кнут и пряник всегда применялся диФференцированно. Т.Е. всегда в зависимости от обстановки.( у машин повышенной проходимости-снова ссылка на транспорт,есть такой важный узел- дифференциал).Государственное устройство организация намного серьезнее машины ,даже повышенной проходимости. Соответственно и применение инструментов воздействия.
До коллективизация хозяйств на селе широко практиковалось кооперирование по всему сопутствующему развитию, были долгосрочные льготные кредиты банков, убирали не только урожай а и строили на паях ,жгли кирпич ,ловили рыбу,заготовляли лес, стоили жилье, собирали и производили сельхозинвентарь,народ трудился во многих официальных платящих государству налоги артелях и кооперативах.Торговля и обслуживание тоже было на основах кооперации.Но в то время решались и другие задачи.Для их обеспечения нужен был вал, всего. От металла до зерна. Возможно иначе можно было и не выстоять. Отсюда условно одновременно спутники в космосе и соломенные крыши в деревнях до семидесятых. Вспоминаю рассказ бабушки о своей жизни ещё ребенком в царское время.в базарный день смогли купить только одно большое яблоко на всех,разделили и съели. Жили бедно семья очень большая. Так откуда же из таких бедняков ,вдруг появились такие кулаки- эксплуататоры после гражданской до всеобщей коллективизации? Вот читаю ныне доступные в интернете списки своих родственников раскулаченных и репрессированных в 1931 году когда все семейство(включая трехлетних детей против их фамилий и имен тоже приговор) осудили и выслали на спецпоселение в Казахстан. Тех самых бедняков в 1916-м лодырей ли? Как бытует легкая молва о бедняках в том времени? Вот он и кнут, вот он и пряник идуший паровозом по всем конкретным судьбам во все времена и годы.Вопрос этот очень филосовский. Вот прочитал одну строчку у известного нашего волжского земляка В. Розанова такую строчку- В России ВСЕГДАбыли две философии-ВЫПОРОТОГО и ИЩУЩЕГО кого бы ему ЕЩЁ ВЫПОРОТЬ. (Читай скомпроментированного) и далее по тексту….такая вот живучая во все времена помошница кнута и пряника.
Ванька Жуков
Пустые люди толкуют о пустом.Вернее врут, кто ловчее. Розанов всю жизнь искал, кто бы его выпорол, а нашел худенькую славу от русофобствующих.
Суряк
Про Розанова больше ничего не скажу,не изучал, а рассказ хороший. Мне понравился. Житейский. Дедушки ,как бы в основном и жизнь у же прожили, а на такой вопрос так и не могут найти ответа- можно ли было без кнута? Сами и ответили на него в своем незатейливом рассказе-НЕЛЬЗЯ! И тут же подтвердили себе это практически-надо бежать а то в выходные то не продают национальный продукт. Это конечно не кнут, но и не пряник, на плёточку больше смахивает. Засаму тему и рассказ спасибо.