Во вчерашнем номере уважаемого издания «Симбирский курьер» уже не в первый раз была поднята тема строительства группой КПД-2 жилого дома на улице Ленинградская. Бросающийся в глаза заголовок – «Детей под ток!», – приковывает внимание. Предыдущие статьи были озаглавлены не менее броско: «Хотят поставить у дамбы», «Мнение жителей учитывать не намерены?», «Будем отстаивать свой двор до конца».
Все статьи про одно и то же – варвар-застройщик, рассчитывающий на сверхприбыли, всеми правдами и неправдами пытается залезть своей стройкой во двор к бедным и несчастным жительницам: Уромовой Е.Н. и Теряевой Т.И., проживающим в 9-ти этажном доме на ул.Ленинградская, 32. Автор статей в Симбирском курьере ни разу не обратился к нам как к застройщику за информацией о строительстве. Да и на площадке не был. Судя по всему, ему этого и не надо – зачем разбираться в проблеме, если можно просто обвинить всех в нарушении прав граждан. Ну не умеют у нас писать о хорошем, не интересно это, рейтинг не тот, социального накала нет.
На эту статью можно было бы и не отвечать, как мы не отвечали и на предыдущие. Но уже не получается – накипело. Особенно последний абзац, в котором группу КПД-2 сравнивают с «Капстроем», а покупателей квартир на Ленинградской приравнивают к обманутым дольщикам.
Фабула дела проста: две уважаемых пенсионерки считают, что они компетентней всех государственных и муниципальных служб и что именно они будут решать, возможно ли на ул. Ленинградская строительство жилого дома, а значит и имеют ли другие люди право жить в новом доме. Обращения и жалобы были направлены, пожалуй, во все мыслимые и немыслимые инстанции. Суть претензий: мы, гражданка Уромова и гражданка Теряева, не хотим, чтобы строился дом. Ну не хотим, и все! Все бы ничего, но их жалобы реально тормозили оформление разрешительных документов для строительства. Эпопея длилась целый год. Рассматривались заявления, проводились сходы, на каждую абсурдную по своей сути жалобу давались ответы. Дело дошло до суда. Суд разобрался в сути претензий, опросил участвующих в деле сторон, рассмотрел предоставленные документы и заключения экспертов, отказал гражданкам в удовлетворении иска и решил: строительство дома законно.
Однако проблема гораздо шире, нежели кажется на первый взгляд. Группа КПД-2 -крупный застройщик, который вводит ежегодно 15-20 многоквартирых домов, это 1200-1400 квартир. Практически 100% это востребованное жителями города жилье экономического класса. Индустриальное строительство ведется в Ленинском, Засвияжском, Заволжском районах города. На той же Нижней террасе новых домов не строилось уже лет двадцать!
Дело не в жалобах, в конце концов, каждый человек имеет право на свое мнение, право подать жалобу, обратиться в суд. Проблема в том, что строительство превратилось в крайне политизированную сферу городской жизни. Это касается не только нашего дома на Ленинградской. Стоит на площадке появиться строительной технике, как сразу же появляется «группа недовольных граждан», которые начинают доказывать, что на этом месте не пустырь и не свалка, а парк или детская площадка. Вопрос сразу же переходит в категорию политических, и для его решения требуются уже не юридические нормы, а ни много ни мало политическая воля. Почему? Почему для строительства объекта на отведенной и проданной с торгов городской земле от застройщика требуют получить согласие всех недовольных жителей? Они всегда есть и будут. «У каждого свой вкус: кто-то любит арбуз, а кто-то – свиной хрящик». (А.Н.Островский, “Бесприданница”). Вопрос должен рассматривать совершенно в другой плоскости – не «нравится/не нравится», а «законно/не законно». Есть генеральный план, схема территориального планирования, разрешенное использование земельного участка – все эти документы прошли через процедуру публичных слушаний, где каждый мог высказать свое мнение.
Существуют четкие административные процедуры, соблюдение которых при строительстве как раз и гарантирует соблюдение общих интересов жителей города. Правила землепользования и застройки, строительные нормы и правила писались именно для этого. А у нас получается, что желание человека выгуливать на пустыре свою собаку оказывается важнее права сотен других жить в нормальных условиях в новом доме. Получается, что больше всех прав имеет тот, кто громче всех кричит, что его права нарушают. А если на крики обиженного прибегут публичные политики, подключится независимая пресса, то все, пиши пропало, строить никто не даст. Юридические аспекты уже никого не волнуют. Общественное недовольство – отличная площадка для политического пиара.
До тех пор, пока крики не прекратятся, работа застройщика зачастую оказывается парализованной, он не может получить разрешение на строительство. Приходится доказывать, что белое это белое, что дом как и положено дому стоит вдоль улицы, а не во дворе, что до соседнего дома более 40 метров, что все санитарные разрывы и пожарные проезды предусмотрены, солнце он не загораживает, на безопасность работы дамбы не влияет.
Заигрывание с группами недовольных приводит только к одному – недовольных и кричащих становится все больше. Доходит до абсурда: будущий житель еще строящегося дома, купивший квартиру на этапе строительства, начинает протестовать против строительства следующего дома. Это не выдумка, такие жалобы у нас есть по мкрн. Искра в Ленинском районе. Часто это недовольство носит откровенно коммерческий характер, а бывает, что в его основе лежит элементарная психиатрическая патология.
Пока администрация города будет идти на поводу у жалобщиков, тормозить согласование документов и выдачу разрешений, проблема решена не будет. Застройщик еще до покупки площадки должен понимать, на основании каких норм будет приниматься решение. Избитая фраза про определенность в «правилах игры» как нельзя лучше отвечает потребностям строительного бизнеса. Еще до продажи площадки должны быть определены не только тип объекта разрешенного к строительству, но и его основные технико-экономические показатели: максимальная площадь, этажность, соотношение жилой и коммерческой площади, количество парковок, детальные технические условия по инженерным сетям. Застройщик, соблюдающий предписанные нормы, должен быть защищен от недовольства окружающих. Да, стройка это шум, это временные неудобства, но дома строятся для людей, таких же жителей города. Их интересы тоже необходимо учитывать. Показатели строительства нового жилья как нельзя лучше иллюстрируют инвестиционную привлекательность и благополучие региона. Человек, покупающий новую квартиру своими деньгами голосует за свой город, он планирует здесь жить, работать, воспитывать детей и внуков.
Эмоциям здесь не место. Индустриальное строительство жилья – сложный процесс. Объективно планы по строительству верстаются на 1,5-2 года вперед. Работает конвейер, и он не должен останавливаться. Запроектированный дом включается в график производства и монтажа. Любая задержка в согласовании и выдаче разрешительной документации на строительство приводят к сбоям в работе и убыткам. По планам 2012 года дом на Ленинградской должен был быть сдан в эксплуатацию в декабре 2013. Жалобы привели к задержке в выдаче разрешительной документации, строительство было перенесено почти на год. Изготовленные панели пролежали на складе, это при том, что ни одного нарушения при размещении объекта ни одним из компетентных органов выявлено не было.
Строительный бизнес не может строить свои планы в неопределенности. Как можно покупать площадки и нести затраты на разработку проектной документации, если не знаешь, что разрешат тебе строить и разрешат ли вообще? Может быть, твой проект не понравится очередному крикуну. В группе КПД-2 работает 1492 человека, они каждый день ходят на работу и получают официальную заработную плату. Они не проводят шумных акций, они просто делают свое дело – строят жилье для простых горожан.
Для справки: в 2013 году предприятия Группы КПД-2 введут в эксплуатацию 18 многоквартирных жилых домов – 1198 квартир.

Алексей Гаев
Заместитель генерального директора
Управляющей компании КПД-2